Священное писание

Откуда уверенность, что на Соборах не было ошибок в разделении на апокрифические и канонические книги?

НАША уверенность в том, что на Соборах был сделан правильно отбор священных книг, основан на вере в Божественный Промысл и богословском учении о Церкви как Теле Христовом. В ней действует Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы. Укрепляет нашу уверенность и многовековой духовный опыт верующих.
Кто написал Библию? Откуда она взялась?

БИБЛИЯ состоит из священных книг Ветхого и Ново­го Завета. Созданы эти тексты богодухновенными писателями по внушению Святого Духа. В них содержатся Божественные откровения о Боге и мире и нашем спасении. Авторами библейских текстов были святые люди – пророки и апостолы. Бог через них постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них — о Спасителе мира Иисусе Христе. Он является духовным сердцем Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и воскресение — главные события всей человеческой истории. В ветхозаветных книгах содержатся пророчества об этом, а в святом Евангелии и в других новозаветных текстах рассказывается об их исполнении.
Книги Ветхого Завета как канонические священные текс­ты были собраны в единый корпус в середине V века до Р. X. святыми праведными мужами: Ездрой, Неемией, Малахией и другими. Канон новозаветных священных книг был окончательно определен Церковью в IV веке.
Библия дана всему человечеству. Чтение ее надо начинать с Евангелия, а потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. Только уразумев новозаветные книги, следует приступать к ветхозаветным. Тогда будет понятен смысл пророчеств, прообразов и символов. Чтобы неискаженно воспринять слово Божие, полезно обратиться к толкованиям святых отцов или исследователей, опирающихся на их наследие.
Библия писалась несколько столетий, писали ее пророки со слов Бога. А кто собрал все записи воедино, кто донес до людей закон Бога, Библию?

АВТОРАМИ ветхозаветных библейских книг были пророки. Господь Сам избирал и призывал их. Современники знали, что это Божии люди и потому их текстам относились как к священным. Их не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в сонмищах (молитвенные дома евреев), о которых говорится в Святом Евангелии.
Согласно иудейскому преданию, при священнике Ездре, в середине V века до Р. X., священные книги были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон (Тора), Пророки (Небиим) и Писания (Кетубим). Так был установлен канон (перечень книг, признанных богооткровенными). Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью.
Священные книги Нового Завета были написаны под водительством Святого Духа апостолами на протяжении I века. Это было предсказано Иисусом Христом в беседе с учениками: «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14,25-26). Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Послания апостолов: «Ибо я от Самого Госпо­да принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11, 23); «Ибо сие го­ворим вам словом Господним» (1 Фес. 4,15). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Сами апостолы призвали к этому христиан: «Закли­наю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям») (1 Фес. 5,27); «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол. 4,16).
Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились. В IV веке новозаветные священные книги были собраны в единый корпус. В 397 году канон новозаветных священных книг был утвержден на Карфагенском Соборе. Священное Писание Ветхого и Нового Завета составили единую книгу — святую Библию.

Ветхий Завет

Вот наткнулся на статью в Интернете о содержании Ветхого Завета… Там написано, что книг в Ветхом Завете 39, и не больше. Почему в православной Библии их указано больше?

УСТАНОВЛЕННЫЙ Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает 50 книг: 39 канонических и 11 неканонических. Первые (39) содержались в ветхозаветном каноне (заключен в середине V века до Р. X. при участии Ездры, Неемии, Малахии и других праведников). По определению Церкви, они написаны священными писателями, ведомыми Святым Духом. В них со­держатся богооткровенные истины, пророчества, прообразы и предызображения новозаветной Священной истории. Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытны­ми людьми, они глубоконазидательны и назначены для вероучительного и нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для
пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV веке) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Но для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия… Впрочем, возлюбленные, тогда как одни книги внесены в канон, а другие пред­лагаются для чтения, нигде не упоминается о книгах апокрифических; они суть выдумки еретиков» (Творения. — М., 1994. Т. 3. С. 372).
Мартин Лютер, закончив в 1534 году перевод Библии на немецкий язык, вопреки тысячелетней традиции Церкви, исключил из нее все неканонические книги, лишая своих последователей источника глубоконазидательного чтения. С XVI века в протестантских изданиях Библии содержится только 39 ветхозаветных книг.
Разъясните, пожалуйста, как соотносится за­поведь «Не убий» со смертной казнью, о которой говорится в Ветхом Завете?

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ предписание «Не убий», записан­ное в законе Моисея (Исх. 20, 13; Втор. 5, 17), однозначно имеет в виду злонамеренное умерщвление, то есть преступление, совершенное по злобе, зависти, корысти («если кто (у тебя) будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти». ― Втор. 19,11). Если кто-то был причиной нечаянной смерти другого («соскочит железо с топорища и попадет в ближнего, и он умрет». ― Втор. 19, 5), то он мог укрыться в одном из шести городов-убе­жищ. Но он должен был предстать перед судом, который выяснял, не было ли вражды между ним и убитым. Умертвивший вора, забравшегося в дом ночью, не считался преступником (см.: Исх. 22, 2). Сделавший это днем («если взошло над ним солнце». ― Исх. 22, 3) нес за это ответственность, так как превысил меру самообороны. Тем более нельзя распространять заповедь «Не убий» на случаи, предусмотренные законом. Древнееврейское государство было теократией. Господь был Правителем богоизбранного народа и его Судией. Давший заповедь «Не убий» устанавливал и меру наказания за тяжкие преступления.
Объясните, пожалуйста, почему в Ветхом Заве­те предсказывается рождение Мессии с именем Еммануил, а не Иисус?

ЕММАНУИЛ в переводе с еврейского значит: «С нами Бог». В этом пророчестве не предсказано собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мес­сии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Можно назвать и другие мессианские имена, содержащиеся в проро­чествах, которые также не являются личными (собственны­ми) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, на­ступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и бу­дет производить суд и правду на земле» (Иер. 23, 5); «и скажи
ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, ― имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Госпо­день. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священни­ком на престоле Своем, и совет мира будет между тем и дру­гим» (Зах. 6,12-13).
В Книге Иова говорится о том, что к Богу при­шли «сыны Божии» и среди них сатана. Кто та­кие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? Может быть, все это надо воспринимать как притчу, как поучительную басню, не отражающую реальных отношений между Богом и диаволом?

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства (Ин. 1,12; Мф. 5, 9; Рим. 8,14), так и к Небесным Силам: «Ибо кто на Небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс. 88, 7). В Книге Иова это выражение отнесено к Ангелам (1,6; 2,1; 38,7). Среди них пред­стал перед Богом и сатана (евр. сатан — противник). В возможности такого события нас убеждают и другие библейские книги, в которых рассказывается о том, как сатана разговаривает с Богом: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах. 3, 1-2); «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались, хлебами» (Мф. 4, 3); «И сказал Господь: Си­мон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк.22,31).
Сатана говорит с Богом «фамильярно» потому, что такова его злобная и неисправимая природа. По Своей премудрости Господь это попускает. Закончится все во Втором При­
шествии Господа нашего Иисуса Христа: «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20,10).
Почему есть разные расы? Это для Ноя – когда он проклял своих сыновей?

НИ СВЯЩЕННОЕ Писание, ни творения святых отцов не объясняют нам, почему Бог создал расы. Это сокрыто в Премудрости Божией. Мы не имеем основания считать, что расы ― результат того проклятия, которое произнес праведный Ной своему внуку Ханаану (см.: Быт. 9, 24-26). По-видимому, возможность возникновения рас генетически заложена была в детях Ноя. По широко принятой этимологии (хотя и не единственной), имя Хам означает темный.
В пророчествах говорится о том, что в последние времена Господь пошлет на землю пророка Илию и Еноха, которые уже жили и умерли. Это противоречит тому, что, по православным ка­нонам, человек рождается и живет на земле
только один раз. Как это объяснить?

ВОПРОС требует уточнения. О пророке Илие и праведном Енохе не сказано, что они «жили и умерли». Из Священного Писания мы, знаем, что им было сделано Богом исключение из всего сонма живущих: они не вкусили смерти. Святой пророк Илия был взят на Небо в огненной колеснице (см.: 4 Цар. 2,1-11). О праведном Енохе, отце Мафусала, говорится в Книге Бытия: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (5, 24). О всех, кто упо­мянут здесь в 5-й главе, посвященной родословию Адама, ска­зано: «и он умер», а о Енохе: «Бог взял его». В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (44,15).
О том, что он взят был живым и не умер, прямо пишет апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти» (Евр. 11, 5). В Апокалипсисе говорится, что во время кончины мира Бог пошлет двух свидетелей, которые будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (см.: Откр. 11, 3). Когда они закончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, убьет их, но после трех с поло­виной дней войдет в них дух жизни от Бога, и они взойдут на Небо в облаке (см.: Откр. 11, 11-12). Святые отцы (мученик Ипполит Римский, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Иоанн Дамаскин) определенно имеют в виду здесь двух ветхозаветных праведников Еноха и Илию. При таком толковании и на них исполняется закон, установленный Богом: концом земной жизни является смерть (см.: Евр. 9, 27).
Откуда взялось утверждение, что мир создан именно 6000 лет назад? Приведите место в Библии или иной источник. Честно говоря, я вообще Я не понимаю, зачем требуется конкретное число. Какая разница, когда именно был создан мир? Какая разница — Земля вертится вокруг Солнца, или наоборот? Я в том смысле, что, по-моему, к вере это вообще не имеет никакого отношениях. Когда человек умрет, конструкция Вселенной будет для него не важна.

В БИБЛИИ нет даты сотворения мира. Существующие хронологии (6000 лет от сотворения мира у западных христиан и 7510 у православных) построены на сложении тех хронологических данных, которые имеются в еврейской Библии и Септуагинте. Для спасения выбор существующих хронологий значения не имеет. К ним прибегают христиане в целях апологетики против эволюционистов, которым гигантские, сроки (миллиарды лет) нужны для создания психологической иллюзии убедительности своих построений (в них фактор времени выступает в роли творца). Наукой эволюционизм не является, а представляет собой безрелигиозную идеологию, облеченную в научные одежды.
В Библии очень мало говорится о периоде до со­творения мира. Подскажите, где можно прочитать или найти в Интернете более подробное освещение этой темы.

ИСТОЧНИКОМ нашего знания о времени до сотворения мира могли быть только священные богодухновенные тексты. Но они нам об этом ничего не говорят. Поэтому человеческий разум не дерзает исследовать то, что сокрыто от нас в Премудрости Божией. Нет, следовательно, и литературы об этом.
Я хотела бы узнать, почему Мертвое море стало мертвым. Много говорят о его красоте, о том, что оно лечебное. Но ведь оно мертвое, значит, в нем ничего лечебного или полезного не может быть. Как объяснить это собеседнику?

В БИБЛИИ Мертвое море имеет несколько названий: Соленое (см.: Быт. 14,3; Чис. 34,12; Втор. 3,17; Нав. 3,16 и др.), море равнины (см.: Втор. 4,49), море пустыни (см.: 4 Цар. 14,25), восточное (см.: Иез. 47, 18; Иоил. 2, 20). В эпоху господства римлян его называли также Асфальтовым озером из-за огром­ных залежей на дне его нефтепродуктов. Со II века по Р. X. оно получило нынешнее название — Мертвое. Название объяснить легко: концентрация солей доходит до 25 %. Жизнь в нем не­возможна. Ни одна порода рыб не может жить в такой воде. Если течение реки Иордан сносит в него рыбу, она погибает. Это глубочайшая впадина. Мертвое море находится на 395 м ниже уровня моря. Северный его конец более глубок и дости­гает 356 м в глубину. Побережье Мертвого моря — самое низ­кое место поверхности суши Земли. В него постоянно влива­ются воды Иордана, но ни одна река не вытекает из него. Иорданские воды испаряются из-за сильной жары. В наше вре­мя уровень этого моря выше, чем во время Авраама по причи­не приносимого водами Иордана ила. Арабы иногда называют его «бахр Лут» ― море Лота. Название это ― память о том, что на берегу Соленого моря находились города, жители которых опозорили себя мерзкими грехами ― Содом, Гоморра, Цевоим, Адма. Книга Бытия рассказывает о постигшем наказании: Господь «ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастания земли» (Быт. 19, 25). Имена городов стали нарицательными: они символи­зируют крайне развращенный мир, враждующий против Бога и навлекший на себя гнев Божий.
Что означает написанное в Книге Бытия: «вся­кому, кто убьет Каина, отмстится всемеро»(Быт. 4, 15)?

КАИН совершил тяжкое преступление ― первое на земле убийство. Юристы хорошо знают опасную силу прецедента. Чтобы месть не породила новые убийства, Господь предостерегает: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4, 15). Святитель Филарет так толкует это место: «Столь тяжкое наказание за Каина — убийцу не покажется не­справедливым или неуместным, если признать в рассуждение:
а) что Бог самую жизнь соделал для него наказанием, а умножать, или применять, наказание Божие не значит уже наказывать виновного, но восставать против правосудия Божия;
б) что убийство, уже осужденное в Каине, менее простительно в тех, которые видели сей печальный опыт;
в) что нужно было строгим, но предварительным осуждением, сколько
можно, заградить путь Каина от последователей» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. ― М., 1867.С.90-91).
Если Бог сотворил все «хорошо весьма» (Быт, 1,31), то почему Ной берет от чистых и нечистых животных? Ведь нечистое никоим образом не может быть хорошим? И в Новом Завете после видения, которое было показано Петру, на его слова: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого», голос с неба ответил: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 14-15).

ВЫДЕЛЕНИЕ из сотворенного мира класса «нечистых животных» не имело в Ветхом Завете нравственного или эстетического значения, а носило только ритуально-обрядо­вый характер. В этом была определенного рода религиозная педагогика, имевшая единственную цель ― отделить богоизб­ранный народ, которому было открыто истинное боговедение, от языческих народов, зараженных нечистотой идолослужения. Этим же объясняются данные законом Моисея, запреты смешивать разнородное: нельзя было скрещивать различные породы скота, соединять в одной ткани шерстяные и льняные нити, засеивать одно поле разными видами семян. Все это направлено было на поддержание у древних евреев чистоты вероучения.

Почему святитель Феофан Затворник выступал против использования Ветхого Завета (русский текст) в переводе с древнееврейского и настаивал на том, что наиболее верный текст ― это Септуагинта (III век до Р. X.)? Ведь 70 толковников свой перевод делали не «по памяти», а с еврейских текстов. Почему же перевод считается более богодухновенным, чем оригинал?

ЕСЛИ БЫ мы располагали автографическими манускриптами, то приоритет оригинала над переводом был бы несомненен. Весь вопрос в авторитетности дошедших до нас текстов. Самые ранние полные кодексы Ветхого Завета на еврейском языке (так называемая Масоретская Библия) датируются X веком по Р. X. Наиболее древний полный текст Септуагинты (греческая Библия) датируется V веком по Р. X. (Ва­тиканский кодекс). Разница в шесть веков! Но дело не только и не столько в древности дошедших до нас рукописей. Святитель Феофан Затворник говорит: Церковь со времен апостолов признала авторитет Септуагинты и ею пользовалась. «Церковь Божия не знает еврейской Библии. Приняла она от апостолов Библию в переводе 70-ти, и доселе блюдет ее. Ее и богодухновенной именовала, где об этом заходила речь, так на Соборах, так и все святые отцы» (Собрание писем. Вып. 7.- М., 1994. С. 61).
Принимая решение перевести Библию на современный русский язык с еврейского языка (с учетом особенностей греческого текста), Святейший Синод во многом опирался на мнение святителя Филарета Московского, высказанное им в специальном отзыве в 1857 году.
В Книге Бытия в 14, 18-20 говорится о царе Иерусалима ― Мелхиседеке. За какие деяния он имел такое имя? Как он стал первосвященником?
Какова его дальнейшая судьба? Где еще можно прочесть об этом царе?

МЕЛХИСЕДЕК в священных книгах Ветхого Завета упоминается дважды: Быт. 14, 18-20 и в мессианском псалме 109,4. Священное Писание дает нам о нем очень мало истори­ческих сведений: царь Салима (будущего Иерусалима) и свя­щенник Бога Всевышнего (евр. ― Эль-Эльон). Поэтому мы не можем сказать, дано ли было ему это имя («царь праведности» или «царь мой ― праведность») промыслительно от рождения или присвоено за определенные деяния. Пример тому — Иа­ков, ставший Израилем.
Уже в ветхозаветное время Мелхиседек воспринимался как прообраз будущего Мессии. «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109,4). Богословски глубоко эту тему разрабатывает святой апостол Павел, говоря о Первосвященстве Иисуса Христа (Евр. 5, 6; 6, 20; 7,1-7): «по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает свя­щенником навсегда» (Евр. 7, 2-3).
Ввиду отсутствия других исторических подробностей о Мелхиседеке посвященная ему литература носит только богословско-экзегетический характер ― см.: «Беседы на Книгу Бы­тия» святителя Иоанна Златоуста (XXXV, 5). У святителя Ки­рилла Александрийского есть раздел «Авраам и Мелхиседек» в «Глафирах» (Творения. — М., 2001. С. 48-67).

Новый Завет

Как следует понимать стихи 34-36 главы 11 Евангелия от Луки, где сказано, что светильник тела есть око?
То есть глаза ― зеркало души человека? Взгляд может служить критерием внутреннего мира человека? И как понимать слова о темных час­тях тела в стихе 36 ― как сказанные о родимых пятнах?

СВЯТИТЕЛЬ Иоанн Златоуст изъясняет это место так: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. <…> Как при слепоте очей и прочие члены, не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и по растлении ума жизнь твоя исполняется бесчисленных зол» (Толкование на Матфея евангелиста. XX, 3). Поэтому как при заботах о теле мы должны прежде всего иметь попечение о здоровом зрении, так и в отношении к душе должны в первую очередь стремиться к тому, чтобы светлым было наше сознание. Весь опыт духовной жизни убеждает, что любое доброе дело начинается со светлого помысла, а грех рождается от помысла худого. Блаженный Августин понимает под оком намерения человека: если они будут чисты и правильны, то и все наши дела, исходящие из наших намерений, хороши.
Как видим, из приведенных толкований, темным тело считается не по цвету кожи, а по причине его нездоровья.
Как относится Православная Церковь к Евангелию от Варнавы? Почему из многочисленных посланий, описывающих жизнь Иисуса и названных Евангелиями, через 200-300 лет были отобраны только четыре, хотя при жизни учеников Иису­са признавались и почитались все?

ОТБОР и признание богодухновенными текстов, рас­сказывающих о евангельских событиях и деяниях святых апостолов, совершался постепенно, по мере возрастания духовно­го опыта Церкви, в которой действует Святой Дух. «Послеапостольские поколения свидетельствовали о воздействий определенных книг на их веру и жизнь. Самоочевидная действенность слова подтверждала Божественное происхождение благой вести, породившей Церковь; это и говорит апостол Павел фессалоникийцам: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, ― каково оно есть по истине, ― которое и действует в вас, верующих» (1 Фес, 2,13). (Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Происхождение. Развитие. Значение. — М., 1998. С.280).
Послание (не Евангелие) апостола от 70-ти Варнавы Церковь причислила к творениям мужей апостольских. Оно полезно для назидательного чтения.

Скажите, пожалуйста, как понимать эти слова Христа Своим современникам: «не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф, 10, 23). И еще Он говорит: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16, 28)? Это ведь говорилось конкретным людям во время проповеди.

СЛОВА Спасителя в Евангелии от Матфея (10, 23) относятся к событиям до Его крестных страданий. Посылая учеников на проповедь к сынам дома Израилева, Иисус Христос, по-видимому, желал на время удалиться. Учитель утешает апостолов: «Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». По толкованию святителя Иоанна Златоуста: «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его. <…> Чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать,― Спаситель, уничто­жая такой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам» (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 34,1).
Указанные слова (16, 28) из Евангелия от Матфея, также относятся ко времени земной жизни Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт в приведенных сло­вах Иисуса Христа видят указание на Преображение Господне на горе Фавор. В словах «некоторые из стоящих здесь» видят указание на апостолов Петра, Иоанна и Иакова. Такое толко­вание подтверждается тем, что евангелист Матфей сразу же после этих слов рассказывает о преславном Преображении Спасителя перед тремя учениками. На такую связь указывают и слова: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна» (17,1).
Почему родословие Христа в Евангелии дается по Иосифу? Ведь Иосиф только мнимый Его отец. Было бы логичнее изложить родословие Богородицы, Она-то ведь была Христовой Матерью по плоти.

У ДРЕВНИХ евреев имели большое значение фор­мально-юридические, права, которые получал человек в силу своей принадлежности к тому или иному колену, роду, семье. Принадлежность эта определялась по отцу. Богомладенец Иисус был усыновлен мужем Пресвятой Девы Марии святым праведным Иосифом. Это несомненно. На сороковой день Богомладенца в Иерусалимский храм принесли Иосиф и Матерь Его. Поскольку это было делом родителей, то очевидно, что Иисус считался сыном Иосифа. В Евангелии от Луки (2, 41) прямо сказано: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим». Матерь Божия называет святого Иосифа отцом Своего Сына: «Вот, отец Твой и Я с великой скорбью ис­кали Тебя» (2, 48). О усыновлении праведным Иосифом Иисуса сохранилось и церковное Предание. В кондаке ему поется: «венец бо сродством Христовым приемше радуются (с пророком Давидом)».
Вы утверждаете, что Христос ― потомок царя Давида. Но ведь если Он зачат от Бога, то этого не может быть, так как принадлежность определяют по отцу. Выходит, иудеи правы, что не признали Его? Жду вашего ответа.

ИИСУС Христос, родившийся от Пресвятой Девы Марии, стал также Сыном святого праведного Иосифа 0бручника, усыновившего Младенца. У древних евреев усыновленный получал всю полноту формально-юридических прав. Священное Писание однозначно называет Иосифа отцом: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2, 48). Святой праведный Иосиф был прямым потомком рода Давида (Мф. 1, 16; Лк.3, 23:«Сын Иосифов»). Поэтому и Иисус, как Сын его, принадлежал к царскому роду.
Как относиться к словам Иисуса Христа о том, что будут появляться лжеспасители до Его Второго Пришествия. И как их узнать?

СПАСИТЕЛЬ наш предсказал, что перед Его Вторым Пришествием «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24,24).
Умение распознавать истинное и ложное в духовной жизни приходит постепенно по мере, внутреннего совершенствования человека. Необходимым условием этого является постоянное и искреннее стремление строить свою жизнь по евангельским заповедям, регулярное принятие Святых Тайн, участие в благодатном молитвенном опыте Церкви. «Господь, предвозвещая скорби, долженствующие предшествовать Второму Пришествию, заповедал ученикам Своим бодрствование и молитву: блюдите, бдите и молитесь, сказал Он им: не весте бо когда время будет. Молитва всегда нужна и полезна для человека: она всегда содержит его в общении с Богом и под покровом Бога: она охраняет его от самонадеянности, от обольщения тщеславием и гордостью, как собственными своими, прозябающими из нашего естества, так и приносимыми в помыслах и мечтах из области падших духов. Во время скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Всемогущий Бог соделывается делателем молящегося в затруднительных обстоятельствах его, и изводит из них раба Своего дивным Промыслом Своим» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. М., 1993. Т. 4, С.331).
В Евангелии есть заповедь Иисуса Христа, в ко­торой Он призывает не называть кого-либо от­цом, так как отец у нас один ― Господь Бог, Как же объяснить то, что по отношению к священ­нослужителям применяется данное слово, то есть «отец»?

СЛОВА Спасителя: («отцом себе не называйте ни­кого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» Мф. 23, 9), используемые сектантами, отрицающими церковную иерархию, были произнесены во время обличительной речи против книжников и фарисеев («на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» — Мф. 23,2), которые любили применять к себе слова «отец», «наставник», «учитель». При этом они оставляли заповеди Божий и вводили установления человеческие (см.: Мк. 7, 7). Но это не значит, что Иисус Христос запрещает вообще употребление этих слов в применении к людям. Можно найти немало мест в Священ­ном Писании, подтверждающих это: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет вся­кий, как учитель его» (Лк. 6, 40). Господь говорит Никодиму: «ты ― учитель Израилев, и этого ли не знаешь» (Ин. 3,10). И другие места: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень» (Лк. 11,11); «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8,56). Святые апостолы эти слова часто применяли к людям: «Старца не укоряй, но увеще­вай, как отца» (1 Тим. 5, 1); «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 Ин. 2, 13). Святой апостол Павел говорит, что Христос поставил «иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4, 11); «Поминайте на­ставников ваших» (Евр. 13, 7).

Меня интересует крещение огнем, о котором говорится в Евангелии. Прежде всего мне хотелось бы узнать о реальном опыте тех, кто уже сталкивался с этим явлением. Как-то слышал такие слова: «Бог — огонь поядающий, сотрясаюший внутренности и утробы».

В СВЯЩЕННОМ Писании огонь нередко упоминается как вещественный символ присутствия Бога и как орудие Его могущества либо для оказания помощи, либо для наказания. Господь в огне сошел на гору Синай (см.: Исх. 19,18). В столпе огненном Бог вел людей Израиля ночью в пустыне. Когда народ стал роптать во время странствия, воспламенился огонь и уничтожил часть стана (см.: Чис. 11, 1). В этом же образном значении употребляется в Ветхом Завете выражение «огонь поядаюший» (см.: Исх. 24,17; 2 Цар. 22,9; Иов. 31, 12;Пс.17,9;).
Окруженный огнем, являлся Господь великим святым: Моисею в горящем терновом кусте (см.: Исх. 3,2), Иезекиилю перед призванием к пророческому служению (см.: 1,4), Иоанну Богослову (см.: 1,14).
О крещении огнем говорит святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он бу­дет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3,11). Этот стих святитель Иоанн Златоуст изъясняет так: Креститель говорит о изобилии благодати Духа Святого, которое будет исходить от Христа; «присоединением же слов: «и огнем» еще более вы­ражает силу и могущественное действие благодати» (Беседы на святого Матфея евангелиста. XI, 4).
Как можно объяснить расхождения в описании евангельских событий (например, вхождение в рай распятого разбойника по одному Евангелию и злословие Спасителя по другому)? Ведь все Священное Писание богодухновенно.

СВЯТИТЕЛЬ Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LХХХVII, 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования (см.: Мф. 27, 44 и 39-43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться.
Почему число зверя ― это число человеческое (Откр. 13,18)?

ПРИВЕДЕННОЕ в конце стиха число (666) является символическим. В нем закодировано личное имя человека, который в конце времен явится как злобный и упорный враг дела Христова и будет выдавать себя за Мессию. Святой апостол Павел называет антихриста «человеком греха, сыном по­гибели» (2 Фес. 2, 3), «беззаконником» (2, 8). «Если бы была необходимость знать его имя, то; как говорят некоторые учители, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге» (Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Статья 38 «О скверном имени антихриста»).

Количество просмотров: 376.

Добавить комментарий