Церковь

Праздники. Богослужение

На чем основано мнение (святоотеческое ли оно?), что только три языка ― греческий, латинский и арамейский ― являются «канонически» богослу­жебными, а сейчас латинский по причине отпа­дения Рима в ересь заменен церковно-славянским?

УТВЕРЖДЕНИЕ о допустимости совершения богослу­жения только на трех языках (еврейском, греческом и латинском) родилось на Западе. Его отстаивали немецкие миссионеры в Моравии, стремившиеся воспрепятствовать святым равноапостольным Кириллу и Мефодию создать богослужение на славянском языке.
Почему церковные службы такие долгие? Смысл большинства молитв можно свести к простым формулам: спаси, сохрани, помилуй, слава… И в Евангелии говорится: «а молясь, не говорите — лишнего, как язычники» (Мф. 6, 7). Подсознательно я понимаю ответ на этот вопрос, но «точное» образование требует серьезного ответа.

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ Устав нашей Церкви создан в древних монастырях (Преподобных Саввы Освященного и Феодора Студита) людьми, посвятившими жизнь служению Богу. Для приходских храмов и большинства современных монастырей он сокращен в несколько раз (всенощное бдение вместо 9-10 часов ― 2,5-3 часа). Мы по опыту знаем, что это по силам даже пожилым людям. Очень много значит духовный настрой. Если человек внимателен на службе, переживает ее молитвенно, то совсем не тяготится ею.
Когда в невисокосные годы поминаются святые и праздники, приходящиеся на 29 февраля?
НА 29 ФЕВРАЛЯ приходится память: преподобных Иоанна Кассиана Римлянина (435) и Иоанна, нареченно­го Варсонофием, епископа Дамасского (V век); мученика Феоктириста (VIII век), а также Девпетерувской иконы Божией Матери (чудесно явлена в 1392 году). В Типиконе сказано: «Егда имать февруарий месяц 28 дней, тогда служба святаго Кассиана поется на повечерии». В практике служба святым и иконе Пресвятой Богородицы, если нет високоса, совершается 28 февраля.

Как вычислить дату Пасхи на следующий год, не прибегая к формулам и таблицам? Моя покойная бабушка умела вычислять дату Пасхи, принимая во внимание длину поста (не знаю, какого) текущего года. Бабушка была совершенно неграмотная, не пользовалась, естественно, никакими табли­цами и формулами, а также лунными календа­рями.
Дату Пасхи можно определить по календарю, но меня интересует не сама дата, а именно сам процесс ее вычисления.

Правила, определяющие время празднования Светлого Христова Воскресения ― Пасхи, были выработаны в III веке Александрийской Церковью и закреплены постановлениями Первого Вселенского (325) и Поместного Антиохийского (341) Соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху Христову в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать главный христианский праздник только после еврейской пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха Христова не может быть ранее дня равноденствия, то есть 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому: александрийцы пользовались наиболее точным 19-летним циклом (открытым древнегреческим астро­номом Метоном в V веке до Р. X.), после завершения которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.
Человек неграмотный сам вычислить время празднования Пасхи Христовой не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого по­ста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777-1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «с» — остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а +15 раз­делим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2хb + 4хс + 6хd + 6 обозначим буквой «е». Чис­ло 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е — 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 бу­дет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1 (с). Если продол­жить вычисления, то получим: d = 4, е = 6. Следовательно, 4 + 6-9 = 1 апреля (юлианского календаря).

Почитание святых

Признает ли Русская Православная Церковь святыми всех тех, кто был канонизирован Римской Церковью до 1054 года? (У меня есть один знакомый, Эдуард, собирающийся окреститься и же­лающий сохранить свое имя в крещении, если это возможно.)

ВОПРОС о почитании святых решается не хронологическими соображениями. Святым той или другой Церкви считается только тот, кто включен в ее полный месяцеслов, В нашей Церкви с древности существует традиция, закрепленная в ХIX веке постановлениями Святейшего Синода давать в крещении имена только тех святых, которые включены в святцы. Хочется с любовью дать совет: дело не только в канонических препятствиях. Священники хорошо знают, с какими трудностями сталкивается тот, у кого имя по какой-либо при­чине оказалось неправославным. Принимающий поминальные записки и поминающий священник будут всякий раз задумываться или спрашивать, крещен ли человек. Этот же вопрос может возникнуть у Святой Чаши во время Причастия, если священник не знает причащающегося. Вместо благоговейного переживания этого великого Таинства в душе может возник­нуть смущение. В наше время есть немало людей, носящих имена, отличные от паспортных. Сами они к этому быстро привыкают и никаких затруднений не испытывают.

Святыни

Почему вся православная, как, впрочем, и католическая, иконография изображает гвозди, при­битые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запясть­ях? Ведь это искажает историю, как мне кажется. Как вы думаете, возможно ли поменять расположение гвоздей на иконах?

ИКОНОПИСЬ выражает и передает христианское учение и жизнь Церкви в образах (греч. eikon — образ, изображение). Чтобы передать реалии и отношения мира духовного, она пользуется условным и символическим языком. Цель иконописца — сделать зримым богословские мысли, священные события, святость и духовные подвиги (право­славный мыслитель Е. Н. Трубецкой употреблял выражение «умозрение в красках»). Древний иконописец никогда не стремился детально точно изобразить реальный мир. Ис­пользуемая в иконописи обратная перспектива не соответст­вует нашему восприятию физического пространства. На иконе иногда прямоугольное здание показано с трех сторон, что не согласуется с нашим реальным видением. Чаще всего в символических целях на иконе фигуры Спасителя и Матери Божией изображены выше фигур святых. Также и время ико­нописец передает весьма свободно и условно. Иногда на одном иконописном пространстве можно увидеть святых, живших в разное время. Не всегда соответствуют эпохе одежды, в которых изображены святые. Делается это для то­го, чтобы такими внешними приемами показать духовную близость того или иного угодника Божия ко времени, в котором жил иконописец.
На православном кресте (вернее, над ним) иногда рисуют птицу. Что это за птица и что она символизирует?
Еще вот что интересно. Возьмем православный крест. Есть вертикальная ось; самая длинная горизонтальная ― куда руки Христа распинали; а есть еще две «перекладинки» ― одна сверху (маленькая такая в самом верху креста) и одна такая же маленькая, только прибита криво и сни­зу. Как называются эти оси и что обозначают? Ведь распинали Иисуса, насколько мне известно, на обыкновенном четырехконечном кресте. А когда появились маленькие «перекладинки»? И последнее. Иногда под крестом рисуют месяц. Возможно, это и не месяц, а что-то другое. Хотелось бы узнать, что именно, что это обозна­чает или символизирует.

ГЛАВНЫМИ частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один — вертикальный (самый большой), другой — горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его ― crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка -titulus (титло). О ней говорится в святом Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было неда­леко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин. 19, 19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло ото­рваться.
Полумесяц у основания креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь ― это корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у святого апостола Павла (см.:Евр.6, 18-19).
Разве не лицемерие ― делать золотые кресты? Не лучше ли раздать деньги нищим? Так хочет Христос? Вы Его слушаете?

ОТ ЭТОГО рассуждения веет очень знакомым. Вспомним негодование отпавшего ученика, когда Мария, сестра Лазаря, взяв фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12, 5). Христос сказал: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12, 8). Вспомним, что среди даров, которые принесли Богомладенцу волхвы, было и золото. Из глубокой древности идет благочестивое желание все, что посвящено Богу, делать из лучшего, драгоценного вещества. Когда создавалась скиния, пророк Моисей обратился ко всем сынам Израиля: «вот что заповедал Господь: сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь…» (Исх. 35, 4-5). Все в скинии духовно значимое было изготовлено из золота: «И сделал светильник из золота чистого…» (Исх. 37,17). Еще больше золота было использовано при строительстве Иерусалимского храма и создании сокровищницы его: «Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» 3Цар.6,22).
В Библии золото — это вещественный символ вечности реалий духовного мира (см.: 1 Кор. 3,12). Поэтому так часто это слово встречается в Апокалипсисе: «а город был чистое золото» (21,18); «Улица города — чистое золото» (21, 21) и др.
Когда возникло «различие» в способе перекреститься от левого плеча к правому (современные католики, протестанты, Армянская Православная Церковь и др.) и от правого к левому (наша Церковь). Неужели наши предки попросту зеркально отразили то, что увидели в византийских храмах, и не исправили свою оплошность? Надеюсь, что не оскорбила ваших религиозных чувств своим вопросом.

РЕЛИГИОЗНЫЕ обряды (в том числе способ совершения крестного знамения от правого плеча к левому) право­славные люди на Руси приняли из Византии. Первый митрополит Киевский — святитель Михаил был греком. Из Византии прибыли в нашу страну и первые священники. От них русские переняли византийские церковные традиции. Ни­какой «оплошности» не было и быть не могло.
Крестное знамение человек совершает именем Божиим: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Если право­славный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Когда он от Лица Божия осеняет крестным знамением себя, то естественно его рука движется в диаметрально противоположном направлении: справа налево. Католики себя осеняют слева направо, а пространство перед собой справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического или духовно-символического расхождения. Разница в традициях. Мы, православные, должны точно соблюдать свои установления и не осуждать традицию, возникшую у католиков.

Таинства

В Библии обряд, совершаемый Иоанном Крестителем, называется «крещение». Откуда взялось это название? Ведь к этому времени Христос еще не был распят и крест не был Божественным символом.

В ГРЕЧЕСКОМ тексте святого Евангелия при описании обряда, который совершал святой Предтеча и Креститель Иоанн (он предображал и предустанавливал новозаветное церковное Таинство) стоит слово baptizma, что значит погружение (Мф. 3, 6; Мк. 1, 8; Лк. 3, 16; Ин. 1,26). Употреб­ляемое в церковно-славянском и русском переводах Еванге­лия слово «крещение», в отличие от греческого, указывает на главный духовный смысл Таинства―принятие Креста, сораспятие с Господом и совоскресение с Ним. Основанием для такого перевода было то, что обряд, совершавшийся святым Предтечей и Крестителем Иоанном, был предызображением Таинства Новозаветной Церкви.
Что нужно для того, чтобы креститься?
ТАИНСТВО крещения является духовным рождением. Благодатью Божией душа очищается от всех грехов, освя­щается и соединяется со Христом. От приступающего к этому спасительному Таинству требуется вера и решимость жить в молитвенном опыте Церкви. Желающий креститься не дол­жен размышлять, насколько его вера является глубокой. Возрастание в вере, совершенствование ее — дело всей последую­щей жизни. Человек должен проявить твердость в исполнении своего желания принять это Таинство, потому что враг нашего спасения изощренными способами будет пытаться отвести человека от единственного пути, на котором он может обрести вечную жизнь.
Когда нужно крестить младенца?

ЦЕРКОВНЫЕ правила не определяют возраст, в котором нужно крестить младенца. В отдельных Поместных Церк­вах возникали разные традиции. Так, в Карфагенской Церкви при священномученике Киприане (258) было в обычае крес­тить до истечения первой седмицы дней новорожденного. В других Церквах была иная практика.
Опыт показывает, что хорошо крестить в ближайшие не­сколько недель после рождения, чтобы начать регулярно причащать ребенка Святых Христовых Тайн, которые освящают человека и дают ему духовное и телесное здоровье.
Перед тем, как стать крестным отцом, надо ли мне исповедоваться и причаститься?

ВОСПРИЕМНИК должен помочь новорожденному от святой купели участвовать в церковных Таинствах и жить по уставам Церкви. Поэтому и сам он должен жить в молитвенном опыте Церкви и регулярно приступать к исповеди и Причастию.
До какого возраста при крещении ребенка ему нужны крестные родители? Обязательно ли иметь ребенку крестных родителей? Ведь кре­стные должны отвечать за православное, нрав­ственное воспитание ребенка, а таких людей ря­дом может не оказаться.

СОГЛАСНО церковным правилам, крещающийся дол­жен иметь одного крестного родителя соответственно его по­лу (по богослужебным книгам восприемник). Принимающий крещение в зрелом возрасте является младенцем в духовном отношении, ибо Таинство это святые отцы называют «вторым рождением».
Если нет восприемника, то священник не может отказать такому человеку в крещении, потому что найденный любой ценой восприемник будет лишь формальным крестным родителем. Такое отношение расходится с действительным значением крестных родителей. Церковь возлагает на них большую ответственность за духовное воспитание новокрещеного.
Что значит ― грех против Святого Духа? Говорят, что Господь не прощает самоубийства и греха против Святого Духа.

У СВЯТЫХ отцов есть определенное единство в понимании слов Спасителя о хуле. Святитель Афанасий Великий пишет: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Дух имеет большую вину. Да не будет сего! Ибо предварительно научил Он, что всё, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, что Дух примет от Сына и прославит Сына, и что не Дух дает Сына, но Сын подает Духа ученикам, а через учеников верующим в Него. Но поелику хула в обоих случаях касается Его Самого, то в одном же случае хула меньше, а в другом гораздо больше; то Господь и сказал это». Поскольку «та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе: и Сын Человеческий, и Дух, чтобы первым наи­менованием указать на человеческое естество, а словом Дух обозначает Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о ху­ле же непростительной объявил, что простирается на Духа, чтобы этим отличием от телесного естества указать на Боже­ство Свое» (Творения. Т. 3. — М., 1994. С. 84, 86).
После того, как я исповедала свои грехи, я же все равно их помню. И все равно испытываю стыд и раскаяние. Может быть, я неправильно исповедала их? Как узнать ― достойно я исповедала грехи или нет? Как после исповеди нужно относиться к прошедшим согрешениям ― не вспоминать их на домашней, молитве? А как их за­быть?

ВСЯ СВЯТООТЕЧЕСКАЯ аскетическая литература проникнута простой и ясной мыслью: если мы искренне исповедали Богу свои грехи, то Господь нам их простил. «А о грехах, сделанных прежде, о коих ты упоминаешь, замечу: если сохранишь мою заповедь о Христе Иисусе, то веруй несомненно, что Господь простил их тебе и что ты как бы теперь толь­ко родился через покаяние, принесенное тобою Богу» (Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к Духовной жизни. Ответ 223-й). Память о грехах естественна. Но если мы соединяем покаяние с верой в милосердие Божие, то неизбежное чувство вины перед Господом становится источником постоянного благодарения Бога. «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пять­сот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели, чем за­платить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более про­стил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лк. 7,41-43).
Как перечислять свои грехи на исповеди: рассказать, в чем именно я согрешила, или же достаточно просто перечислить их (например, блуд, чревоугодие и т. д.)?

ВСЯКУЮ вещь, говорит святитель Василий Великий, украшает мера. Мера — дело совершенных. Совершенствуясь в духовной жизни, мы должны в своей исповеди грехов тоже стремиться найти меру. Все грехи надо называть конкретно и определенно. Избегать отвлеченности, не говорить намеками. Иначе исповедь будет неглубокой, поверхностной. С другой стороны, избегать излишней описательности, перечисления всех случаев одного и того же греха (например, чревоугодия). Как правило, в этих подробностях скрадывается чувство покаяния, мы незаметно переходим к самооправданию. Если же был грех сугубый, может быть смертный, тогда нужна определенная подробность. Одно дело внимательное отношение к се­бе, желание избежать всякого греха не только в делах и словах, но и в помыслах и чувствах, а другое ― скрупулезный анализ и перечисление всех своих помыслов, которые порой меняются, как в калейдоскопе. При такой исповеди человек, духовно недостаточно опытный, часто впадает в уныние и мнительность. Подробнейшая исповедь с исследованием по­родивших их причин и откровение помыслов ― дело монашествующих, совершающих духовное делание под руководством опытных наставников. Самое главное ― глубокое покаяние, желание и решимость исправиться, не повторять грехи, в которых исповедуешься. Мытарь с великим сознанием своей гре­ховности сказал пять слов и ушел оправданным.
Как исповедовать согрешение и нужно ли это делать, если знаешь, что не сможешь этот грех не совершить опять?

БЫВАЮТ укоренившиеся греховные навыки, от которых трудно избавиться после одной исповеди. Но исповедоваться в них надо, ибо без покаяния нет очищения. Исповедуя эти «хронические» грехи, наберитесь решимости оставить их. Надо обязательно просить у Бога помощи, и тогда Господь, видя искреннее желание человека избавиться от грехов, Сам со­вершит то, что человеку порой бывает не по силам. При этом человек не должен смущаться, если эти грехи повторятся, унывать. Сколько раз падаем, столько же раз встаем, прибегая к покаянию. Господь воздаст за этот духовный труд.
Насколько я понимаю, «смертный» грех есть нераскаянный грех, ведущий человека к смерти. Поясните, пожалуйста, понятие «семи смертных грехов». Почему они так называются, почему именно они, и что их объединяет? И перечислите их.

СВЯТЫЕ отцы различают такие понятия, как грех (вся­кое преступление заповедей Божиих) и страсть (устойчивый греховный навык). По определению преподобного Иоанна Лествичника, «страстью называют уже самый порок, от долго­го времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица. 15, 75). От греха человек избавляется покаянием. Искоренение страсти требует упорного духовного труда. Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют в виду страсти. Число «семь» выражает определенную степень полноты. Большинство святых отцов-ас­кетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.
По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в Святом Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным мес­там, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, ― и бывает для человека того последнее ху­же первого» (Лк. 11,24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.
Нужно быть в постоянном трезвении, бороться с беспечностью, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь ― вид духовной болезни. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7).

Пост

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напри­мер, грибами)?

В ПОСТ исключается не только мясо, но и всякая пища животного происхождения. Период поста — время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христи­анину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (см.: Лк. 21,34), а через то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к
земле и обсекают, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — М., 2002. С. 504).
Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь вы­сокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покая­ния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.
Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течение всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто про­вел его в сухоядении.
В чем смысл брачного воздержания во бремя поста?

О НЕОБХОДИМОСТИ супружеского воздержания во время поста говорит нам слово Божие: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 4-5). Нельзя оправдывать супружеское невоздержание во время поста желанием зачать детей. Церковь благословляет делать это в иные дни. Все, что делается в нарушение святых церковных уставов, не может принести пользу. Период поста ― время духовного подвига. Церковь призывает нас к покаянию, усиленной молитве, воздержанию, хранению чувств, в борьбе со страстями.
Когда больному человеку разрешается не соблюдать пост? Делаются ли какие-либо послабления?

ИЗ НЕКОТОРЫХ соборных постановлений и правил святых отцов определенно следует, что больные иногда могут быть освобождены от поста: «Аще кто, епископ, или пресви­тер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не по­стится во святую Четыредесятицу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Апостольские правила. Правило 69-е). При этом ни виды болезни, ни степень ее тяжести не указываются. Решение этого вопроса надо предоставить духовнику. Если его нет, тогда — своей христианской совести.

Поминовение усопших

Скажите, пожалуйста, где должен ставиться крест на могиле ― в ногах или в голове? И как относиться к памятникам на могилах?

В СООТВЕТСТВИИ с русской православной традицией крест на могиле ставится в ногах покойника. Этим выражена вполне определенная символика: усопший молится, глядя на крест.
С глубокой древности идет обычай ставить на могиле православных христиан не памятники, а кресты.

Подскажите, пожалуйста, какие молитвы следует читать за упокой души человека, умершего некрещеным. Человек вел благочестивый образ жизни, но крещения так и не принял, несмотря на солидный возраст (65 лет).

ПРЕПОДОБНЫЙ Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему». Вели­кий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, не­сколько изменив, можно произносить и за некрещеных: «Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».
Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой мо­литвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает по­сильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.
У близких покойного (особенно у детей и внуков — прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.
И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

Церковные каноны

Мне много раз приходилось слышать об Апостольских правилах, но я не имел возможности их почитать или ознакомиться с ними ближе. Как это можно сделать и где они содержатся? Спаси вас, Господи.

АПОСТОЛЬСКИЕ правила опубликованы в книге: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского, ― М., 2000. Репринт; Книга правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отцов (несколько репринтных публика­ций с издания 1893 года).
Почему православные священники обязательно носят бороды? На этот счет есть какое-то указание в Библии?

ОБЫЧАИ православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21,1, 5). Запрещалось не только брить, но и подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.
Моя знакомая утверждает, что женщины любо­го возраста обязаны присутствовать на службе в храме, покрыв голову платком.

Скажите, так ли это и что вообще допустимо надевать, когда идешь в храм, как женщине, так и мужчине?

ОБЯЗАННОСТЬ женщины покрывать во время мо­литвы голову (в храме или дома) имеет основание в Первом послании святого апостола Павла к коринфянам (11, 3-16).
Так как жена сотворена от мужа и в помощницы мужу, то она должна проявлять это и во внешнем своем виде, и прежде всего ― покрывать голову во время молитвы. Поскольку это обрядовое установление имеет духовно-символическое значение, то его должно соблюдать независимо от возраста. Церковь -хранительница лучших традиций, поэтому и одеваться надо традиционно: женщине ― надевать платье или юбку достаточной длины, мужчине ― брюки (неприлично входить в храм в шортах). Даже летом не следует оголять руки. Не соответствует обстановке храма спортивная одежда. Нежелателен необычный, привлекающий внимание наряд. И, конечно, нельзя при­ходить в рваной, грязной одежде. А самое главное, помните, что церковь ― дом Божий, и входите в него с благоговением.
Я сам православный, но беру в жены девушку, которая была крещена в старообрядческой Церкви. Сейчас же она вообще посещает протестант­скую «Неопятидесятническую церковь», но крещения там не приняла. Мы после свадьбы хотели бы повенчаться, но в православном храме нам отказали, так как там не венчают старообрядцев, в старообрядческом также отказали, так как там не венчают православных. Зато в «Пятидесятнической церкви» венчают всех без вся­ких условий и условностей. Моя будущая жена сказала, что не хочет перекрещиваться в Православие, и я ее выбор уважаю; но и я не буду перекрещиваться.
Как Церковь смотрит на то, что нас обвенчает протестант, и допустимо ли это? И вообще, имеет ли право протестант совершать Таинст­во венчания?

ПРАВИЛО 72-е Шестого Вселенского Собора строго запрещает православному человеку вступать в брак с человеком иной веры. Святые отцы исходили из христианского понимания семьи как важнейшего жизненного союза в целях спасения.
Существует даже определение — малая церковь. Очевидно, что такой союз должен строиться на единой духовной основе. Брак возможен только при условии искреннего обращения
иноверного лица к Православию.

Недавно прочитал, что семинарист, не успевший вступить в брак до окончания учебного за­ведения, обязан принять монашество. Так ли это?

УТВЕРЖДЕНИЕ это неверно. Принятие монашества — дело совершенно добровольное. Окончивший Духовную семинарию и желающий стать священником стремится вскоре вступить в брак, так как после рукоположения он, согласно церковным канонам, жениться уже не может.

Расколы

Недавно услышал, что один мой знакомый стал христианином, но именуется почему-то «катакомбником». Скажите, пожалуйста, неужели в наши дни еще существует такое образование, и чем оно отличается от Русской Православной Церкви?

НЕ НУЖНО придавать значение самоназванию той или иной религиозной организации. Представители так называемой «катакомбной Церкви» не являются преемниками тех епископов и священников, которые в период жестоких го­нений за веру в нашей стране устраивали тайные храмы и служили в Них. Нынешние «катакомбники» состоят преимущественно из тех, кто по личным или политическим мотивам покинул Русскую Православную Церковь. Чтобы придать Значимость своему образованию, они употребляют слово «катакомбная».

Секты

Расскажите об отношении Церкви к сайентоло­гии как духовному и философскому направлению.

МИССИОНЕРСКИЙ отдел Московской Патриархий Русской Православной Церкви подготовил и осуществил из­дание справочника «Новые религиозные организации Рос­сии деструктивного и оккультного характера» (Белгород, 1997). В справочнике приводится большой материал, взятый из многочисленных международных источников, и в частности, дается такая оценка сайентологии: «…реально сайентоло­гия ― это смесь сведений из психологии, черной магии, оккультизма и научной фантастики, помноженная на беспрекословную веру в непогрешимость и гений отца-основателя Хаббарда и созданной им организации». Там же приводится решение Лионского суда (ноябрь, 1996 год): «Лица, использующие философское или религиозное учение, даже доз­воленное законом, должны преследоваться законом за вымогательство. Извлечение денег является основной, если не единственной, заботой «Сайентологической церкви». Приводятся и другие постановления и экспертные оценки об этой секте, представляющей опасность для личности и общества. Подробно смотрите об этом также в книге А. Дворкина «Введение в сектоведение» (Нижний Новгород, 1998. С. 111-152). Вывод автора: «Несомненно, всякий, кто Поступает в сайентологию, по существу, отдает себя в руки де­монических сил».

Грех. Духовная болезнь

Как Православие относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси?

ЖЕЛАНИЕ предугадать, предузнать что-то из будушего было у людей с древности. Сделать это земными средствами невозможно. Человек, ограниченный знанием законов физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующий ясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях? Священное Писание показывает нам, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническим силам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, они больше, чем люди, могут рассчитывать и предугадывать события. Слово Божие указывает нам опасность обращения к этим си­лам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением (см.: Втор. 18,12; Мих. 5,12). В Книге пророка Даниила говорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили. Святой Даниил сказал: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на Не­бесах Бог, открывающий тайны» (Дан. 2, 27). Чтобы Господь открыл будущее, нужна строгая, чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению для нашей пользы. Чтобы вступить в общение с демонами, никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит, очень высокая ― духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяния долго еще в душе остается болезненный след.
Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если да­же люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой традиции.

У меня все горит внутри (горло), когда я прикасаюсь к святому (чтению, людям). Чувствую ― во мне сидит нечисть, противостоять ей я не в силах.

СТОЛЬ болезненные ощущения при соприкоснове­нии со святынями свидетельствуют о духовном нездоровье. Чтения нескольких молитв недостаточно. Надо строго испытать себя: насколько ваша жизнь соответствует святой традиции Православия и уставам Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Не увлекаетесь ли азартными играми (в том числе и компьютерными), не остались ли неисповеданными серьезные грехи? Участие в святых Таинствах (исповедь, Причастие, соборование Великим постом) должно быть регулярным.
Исцеление от такого недуга приходит не сразу, но надо верить, что любящий вас Бог силен подать духовное здоровье, видя ваши усилия и труды.
Как относится Церковь к таким понятиям, как порча?
Подскажите, пожалуйста, какие предпринять действия согласно правилам Русской Православной Церкви, когда резко ухудшилось здоровье без видимых причин.Какие читать молитвы? Подскажите, пожалуй­ста, молитвы священномученику Киприану и мученице Иустине.

СЛОВОМ «порча» в народе называют некоторые ви­ды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов, В духовной литературе используются такие понятия, как «беснование», «одержимость» (от церк.-слав. «одержу» — крепко держу, стесняю, мучаю), «приражение» (от церк.-слав. «приразитися» — столкнуться с кем-либо). В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира.
В конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное навеки (см.: Откр. 20,10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (см.: Иов. 1,12).
Одержимость постигает человека не случайно. Причи­ной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гор­дыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 6-7). Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию — занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и другими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и прочим «целителям».
Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы Святой Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние: «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес 3, 3). Бесобоязнь есть при­знак нездоровья души. Должно иметь лишь страх Божий — высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.
Слово «порча» неточно. Употребляя его, человек вину за постигшее приражение возлагает не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему по­
вредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого отходит защищающая нас благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.
Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим — для духовного совершенства. Когда мы по-христиански, с молитвой и благодарением к Богу, переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению.

Молитва священномученику Киприану
О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех, к тебе прибегаю­щих. Приими от нас, недостойных, хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покая­нию, да избавит нас от пленения диавольского и всякаго дей­ствия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во ис­кушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах на­ших, да, водимые тобою, достигнем Горнего Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва священномученику Киприану и мученице Иустине
О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Ма­тери стяжали есте. Темже и ныне будете молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будете нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во ве­ки веков. Аминь.

Ереси. Оккультизм

Как смеет Православная Церковь называть Ар­мяно-григорианскую апостольскую Церковь ере­сью? Ведь туда свет Христова учения принесли апостолы Фаддей и Варфоломей, и она была основана более чем за шестьсот лет до крещения Ру­си? Может быть, прежде чем приватизировать истину, стоит поучиться ей у тех, кто получал ее из первых рук?

ИЗ ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ истории известно, что в первой половине V века в Византии зародилась монофизитская ересь, отрицавшая в Иисусе Христе две природы — Божественную и человеческую. Она берет начало от константинопольского архимандрита Евтихия. Распространяясь, она проникла в Египет, Армению, Сирию. Четвертый Вселенский Собор 451 года в Халкидоне осудил монофизитскую ересь. Коптская и Армянская Церкви определения Вселенского Собора в Халкидоне до сих пор не приняли. Вот уже более 15 веков Константинопольская, Иерусалимская и другие Право­славные Церкви считают Армянскую Церковь подпадающей под анафемы Четвертого Вселенского Собора.
Сейчас некоторые проповедуют учение Рерихов, доказывая, что оно истинно. Я слышал, что это ― лжеучение. Не могли бы вы, пожалуйста, разъяснить, почему это учение ложно?

УЧЕНИЕ Рерихов ложно и вредно, потому что они отрицают все богооткровенные истины христианства: о Пресвятой Троице, воплощении и искупительном подвиге Спасителя мира, о Матери Божией, отвергают Святые Таинства Церкви и многое другое, без чего спастись нельзя.
Опровержение этого лжеучения с православных позиций дано, в частности, в книге диакона Андрея Кураева «Сатанизм для интеллигенции».

Количество просмотров: 301.

Добавить комментарий