Духовная жизнь

Вера

Для чего Бог испытывал любовь Авраама и предлагал ему убить своего сына? Ведь Бог всеведущ и должен был знать, до какой степени Авраам любит Его.

ДА, ГОСПОДЬ ведает сердце каждого, но ждет от нас подвига. Если бы не было подвижнических трудов, то не было бы и святых. Как бы преподобный Антоний Великий мог Умертвить страсти и стяжать духовные дарования, проводя обычную жизнь, подобно нам?
От Авраама Бог требовал подвигов веры, и он неоднократно их совершал. Подвигом было выйти из богатого города Халдейского, оставив дом и многих родственников. Уйти в неведомую чужую страну, где у него не было ни пяди своей земли. В Ханаане его постигло тяжелое испытание: голод в стране. Он уходит в Египет, но там ― новые опасности. «Путешествие Авраама в Египет есть продолжение его искушений» (святитель Филарет Московский). Святые апостолы с высокой похвалой говорят о вере Авраама которая стала совершенной благодаря посланным испытаниям : «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенсьва? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2, 21-24).
Иисус сказал, что всех истинно уверовавших будут сопровождать определенные знамения (исцеление больных возложением руки, отсутствие вреда при принятии чего-либо смертоносного и др.). Я не знаю ни одного человека, обладающего такими свойствами. Значит ли это, что люди веруют недостаточно?

О ЧУДЕСАХ и знамениях. Приведем указанное место из Евангелия: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуй­те Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 15-18). Совер­шенно очевидно, что Спаситель здесь говорит об апостолах и тех, кого они будут обращать. Ученики Христовы не сразу уверовали в чудо воскресения Учителя. Окончательно они приняли эту великую весть после явления им воскресшего Спасителя. Когда апостолам предстоит самим проповедовать о воскресшем Христе, им будет дан дар совершать чудеса и знамения, чтобы люди приняли эту весть, превосходящую человеческий разум. Чтобы вера людей, обращенных проповедью учеников Христовых, была глубокой и твердой, и им обещаны дарования чудотворений: они почувствуют себя духовно близкими с апостолами — свидетелями воскресения (см.: Деян. 1, 22).
Может ли вера в Бога основываться на разумных рассуждениях или только на самовнушении и фанатизме?

ВЕРА является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Основана она на познании Бога. Чем больше человек познал Бога (прежде всего опытно), тем, глубже и сильней его вера. Жизнь христианина — постоянное возрастание в вере, восхождение по ступеням к совершенству. Святые отличаются от обычных людей прежде всего полнотой веры — живой, могучей, чистой. Легко увидеть, как наивна Мысль, что вера есть самовнушение. Разве самовнушение может возрастать и совершенствоваться? Самовнушение — лишь субъективное явление. Истинная же вера всегда связанна с нравственным началом. Именно у праведников мы видим впечатляющее соединение глубокой веры и высоких нравственных качеств.
Людям, не имеющим религиозного опыта, покажется неожиданной мысль о том, что вера не что иное, как знание. Точное знание о Боге, о духовном мире. Нет лучшего способа убедиться в этом, как прибегнуть к опыту. Если человек послушает святых отцов, которые познали тайны духовной жизни, и последует их совету, то ему откроется мир, которого он раньше не знал. Мир, в котором нет случайностей и хаоса, а действуют точные законы.
Чтобы познать Бога и духовную жизнь, несомненно, нужен разум. Поэтому слово «разум» и производные слова него (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются 360 раз. Например: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11,2); «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14,10); «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37); «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» (2Тим.2,7).
Как православному человеку относиться к страхованию (имущества, ответственности, жизни)?

В ОБРАЩЕНИИ к страховому агенту нет ничего духовно предосудительного. Грех начинается тогда, когда слабеет наше упование на Господа Вседержителя. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126,1).

Путь ко спасению

Подскажите, как сохранить в себе Святого Духа в водовороте каждодневных дел? Я бизнесмен по профессии, и работа совершенно не способствует тишине и внутренней молитве ― постоянная беготня, переговоры, встречи и т.д. и т.п. Пока дома успокоишься и сосредоточишься ― уже и день прошел.

НАША ДУХОВНАЯ жизнь, безусловно, зависит от тех условий, в которых мы живем. Даже крепкие духом подвижники благочестия стремились оставить суетные занятия, уда­литься от шумного многолюдства.
Возможны два жизненных положения:
1. Нам не хватает решимости прекратить занятия, которые мешают спасаться. При этом малодушие внушает нам, что выхода нет. В таком случае надо молиться, просить у Бога по­мощи и найти силы изменить свою профессиональную жизнь, помня, что есть едино на потребу. Святые отцы заповедали нам каждый день начинать с мыслью, что еще ничего не сделано для спасения и другого дня больше не будет.
2. Бывает такая сцепленность обстоятельств, что изменить ситуацию невозможно. Решительная перемена человеку не по силам, ибо грозит тяжелыми и болезненными последствиями. Тогда остается молитва. Надо призывать на помощь милостивого и человеколюбивого Бога. Чтобы не овладело душой уныние, надо помнить, что Господь дает возможность спастись в любом звании и положении.
Как быть, если родители мои неверующие?

В НАШЕ время много верующих людей, чьи родители пока находятся вне Церкви. Опыт убеждает, что словами изменить что — либо бывает трудное Дар веры подается Богом, поэтому нужна сугубая молитва детей за своих родителей. Они должны из любви к своим близким взять на себя определенный молитвенный подвиг. Можно читать 40 дней (число полноты) акафист Спасителю, Матери Божией, святым (Пророку и Предтече Иоанну, Николаю Чудотворцу, блаженной Матроне или другим). Выбор можно сделать по сердечному расположению. Великим постом вместо акафиста читать канон. Возможны и другие молитвенные труды. Обычных духовных усилий недостаточно.
Детям, которые желают обращения своих родителей, нужно явить плоды своей православно-церковной жизни. Близкие должны увидеть, как человек изменился к лучшему, став верующим. Нет лучшей проповеди, чем личный пример.
Некоторые либерально настроенные люди (среди которых, к сожалению, есть и православные священники), говорят, что раз Господь может по молитвам Церкви избавить душу умершего от повреждения грехом так, что Царствие Небесное станет ей (душе) доступно, то Он, безусловно, сделает это со всеми людьми по Своему милосердию. Таким образом, все без исключения будут спасены. Что мы можем ответить на это?

УТВЕРЖДЕНИЕ, что по милосердию Божию будут спасены все (и праведные, и нераскаянно прожившие в смертных грехах), зародилось в древности. Такого мнения держался, в частности, Ориген (умер в 254 году). Заблуждение это было осуждено на Пятом Вселенском Соборе в Константинополе (543).
Взгляд этот противоречит Священному Писанию: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29).

Самый страшный грех — познать Бога и отречься от Него, поэтому Иуда проклят вовеки. Но почему же тогда Петр, трижды отрекшийся от Иисуса, стал основателем Церкви?
Чтобы Спаситель претерпел крестные муки, кто-то должен был предать Его. Был ли у Иуды выбор? Звучит кощунственно, но разве посту­пок Иуды не послужил началом крестных мук?

МЕЖДУ предательством Иуды и отречением святого апостола Петра нет нравственной параллели. Духовная приро­да этих поступков совершенно разная. Причиной отпадения Иуды было сребролюбие — страсть, которую святые отцы отно­сят к числу восьми смертных пороков. Об апостоле Петре мно­го повествуется в четырех Евангелиях и в Деяниях и нигде не говорится о каком-либо пороке. Он, как и другие апостолы, по­степенно восходил к пониманию Божественного учения Спа­сителя. Душа его была нравственно здоровой, намерения его были чистыми и искренними. Иуда вошел в сговор с убийцами Иисуса. Он обнаружил в себе злое устроение души. Петр же лю­бил свого Учителя и готов был отдать за Него жизнь: «Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отре­кусь от Тебя» (Мф. 26, 35). Причиной отречения Петра была недостаточная утвержденность в вере и слабость, проявленная в ту страшную ночь, когда был схвачен грешными людьми и пленен Учитель, совершавший до этого великие чудеса. Смысл происходящих событий тогда ему не был понятен. Петр сразу же глубоко раскаялся: «выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26,75). Происшедшее так потрясло его чистую душу, что он, по сви­детельству его ученика священномученика Климента Римско­го, все последующие годы жизни каждую ночь, когда слышал голос петуха, становился на колени и плакал. Не до конца за­глохшая совесть Иуды проявила себя только после предания смерти Иисуса: «увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, воз­вратил тридцать сребреников первосвященникам и старейши­нам» (Мф. 27,3). О слезах ничего не сказано. Затем Иуда совер­шил другой смертный грех — самоубийство (см.: Деян. 1,18).
Слова «познать Бога» к Иуде неприменимы. По слову апо­стола: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8).

Милосердие. Благотворительность.

Слово «лазарет», ныне подзабытое, отражает (как мне кажется) в корне своем новозаветное предание о чуде воскрешения Лазаря. Присутствует Дух Божий (Спасителя) в образовании Своем. В привычном уже слове «больница» унылый корень ― «боль», не вселяющий надежды в Про­мысл Божий. Здравницы несут другой смысл. Хотелось бы больше узнать о первых упоминаниях слова «лазарет» в истории. А как в других языках (и у других народов:) встречается ли прямая аналогия со словом «лазарет»?

СЛОВО «лазарет» происходит от странноприимнической больницы для прокаженных (в Италии), названной в Память евангельского Лазаря (итал. Lazzaro). Из итальянского языка (lazzaretto) оно перешло в европейские языки: французский (lazaret), немецкий (Lazareth) и др. В России это слово стали употреблять с 1714 года.
Позже лазаретами стали называть больницы при воинских частях, обеспечивающих кратковременное и неспециализированное лечение. Для более долговременного пребывания больных военнослужащих существуют госпитали (от лат. hospitium — гостеприимство).
Скажите, как Православная Церковь относится к деньгам, богатству?

ВОПРОС и ответ на него следует разделить.
1) Деньги появились еще в древности как необходимый универсальный эквивалент при обмене материальными ценностями, а также при измерении труда и услуг. Без них не возможно представить жизнь современного общества. С точки зрения нравственной, деньги нейтральны. Грехом является повышенный интерес к ним. Особенно пагубна страсть к их приобретению. Преподобный Амвросий Оптинский писал «Вред не от денег, а от безрассудной жадности и скупости или от злоупотребления, — пожалуй, скажем, и от неправильного пренебрежения» (Собрание писем. Ч. 3. — М., 1995. С. 100).
2. Нужные для жизни деньги еще не составляют 6oгатство Оно начинается там, где материальное состояние значительно превышает необходимые жизненные потребности. По учению святых отцов, Бог каждого испытывает в этой жизни: одних бедностью, а других богатством. Трудно сказать, какое из них тяжелее. Скорее всего ― последнее. Бедному нелегко. Нужно не озлобиться, не унывать, не завидовать и, конечно не желать чужого. Но тяжелее богатому. Как много людей это испытание — не прилепиться к богатству, не впасть в губительные страсти (жадность, сребролюбие, гордость, надменность, бессердечие) — не выдерживают. Поэтому Священное Писание говорит об опасности богатства: «Человек богатый — мудрец глазах своих, но умный бедняк обличает его» (Притч. 28, 11); «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23) и др. Но если человек воспитал в себе высокие христианские добродетели, богатство дает ему большие возможности спасаться через дела милосердия, жертвуя на помощь бедным, строительство храмов.

Молитва

Иисус Христос говорит: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Мф. 6, 5-9).
Как соотносится с этим наличие многочисленных молитвенников и молитвословов, одобренных Православной Церковью, в которых даже «Отче наш» на старославянском языке (все-таки не всем будет понятен смысл каждого старославянского слова; представьте, что было бы с пониманием содержания самой Библии, будь она вся на малопонятном языке), в которых множество старославянских молитв на разные случаи. Почему бы не поступать, как учил Иисус Христос: уединиться и, предваряя свою просьбу (общение) молитвой «Отче наш», изложить в продолжение молитвы просто и понятно (для себя) свою просьбу (высказывание). Может быть, я чего-то не понимаю, но для чего все эти молитвен­ники?

ССЫЛКИ на приведенные в письме стихи из Еванге­лия делаются нередко. Вопрос или утверждение, которое за ними последует, легко предвидеть. Авторов, как правило, интересует, нужно ли много молиться.
Спаситель призывает нас следовать за Ним. Мы должны поступать по образу Господа. Как молился Богочеловек Иисус Своему Отцу? «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1,35). Легко предположить продолжительность молитвы: для произнесения одной или нескольких кратких молитв нет необходимости удаляться в пустынное место. Это можно сделать и дома. «И, отпустив на­род, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14, 23). Молился весь вечер. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6,12); «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, про­водил на горе, называемой Елеонскою» (Лк. 21, 37). «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, З6).
Скажите, пожалуйста, какой обряд следовало бы пройти православному перед убытием на войну? Какое действие необходимо совершить православному перед боем?

СВЯЩЕННОЕ Писание учит нас с непоколебимой ве­рой призывать на помощь Бога: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступ­ник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90,1-2). Когда человек живет с Богом, в Его Святой Церк­ви. Господь как Пастырь добрый хранит Свое стадо.
Прежде чем станете воином, исповедайтесь и причасти­тесь Святых Животворящих Христовых Тайн. В храме зака­жите «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого дела». Хорошо было бы дома самому почитать акафист Божией Матери. С собой возьмите молит­вослов, небольших размеров иконы: «Казанскую» Божией Матери, Спасителя, святого Георгия Победоносца и святого Николая Чудотворца.
Что такое умная молитва, сердечная молитва? Как правильно молиться? Я имею в виду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать, правильно ты молишься или нет?

В АСКЕТИЧЕСКОЙ литературе встречается деление молитвы: устная, умственная и сердечная. Относится это деление главным образом к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов ― дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего надо помнить, что молитва―живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимо­го источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодин Святогорец, преподобный. Невидимая брань. ― М., 2002. С. 275). Поэтому она должна совершаться со вниманием. Приходит это не сразу. Надо проявить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и молитве научимся. Нужно только постоянство.
Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня, что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Не­бесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно не сразу начинать его, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.
Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.
Пожалуйста, подскажите перевод фразы из 9-й молитвы Пресвятой Богородице Петра Студий­ского: «Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела…» А также расскажите, какие молитвы читаются перед началом работы и в конце? Спаси вас, Господи!

1. ПРИВЕДЕННЫЕ слова из молитвы можно перевести так: «Ибо знаешь, Владычица моя Богородица, что я совершенно ненавижу злые мои дела…» Пониманию этих и дальнейших слов молитвы служит 7-я. глава Послания святого апостола Павла к римлянам: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (7,18-19). Апостол здесь от лица невозрожденного еще человечества говорит о том душевном разладе в человеке, которое является результатом нашего падшего естества.
2. Перед началом наших трудов (и вообще всякого доброго дела) произносим молитву «Царю Небесный» (от дня Святой Пасхи до Вознесения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», трижды). Призывая помощь Божией Матери, читаем: «Предстательство христиан непостыдное…», «Милосердия двери отверзи нам…», «Взбранной Воеводе…» и другие. Приступая ко всякой работе, надо хотя бы кратко помолиться: «Господи благослови! Пресвятая Богородица, помоги! Вси святии, молите Бога о нас!»
Одновременно с утренними и вечерними молитвами я читаю некоторые другие (о детях, например). Когда их лучше читать? После утренних и перед вечерними? Я иногда читаю эти молитвы среди утренних; перед заголовком «Окончание молитв», а вечером ― до или после молитвы «исповедание грехов повседневное». Правильно ли это? И еще: когда я хочу помолиться в другое время, какие нужно читать молитвы в самом начале и по окончании?

МОЛИТЬСЯ Богу можно в любое время. Если вам удобно читать молитвы за близких во время утреннего или вечернего правила, то лучше делать это в конце: утром перед «Достойно есть», а вечером до «Исповедания грехов».
Расскажите, пожалуйста, о четках. Как они используются в Православии и чем отличаются от мусульманских (исторический, религиозный этический аспекты).

ЧЕТКИ (от глагола «считать») на церковно — славянском языке называются «вервицею» (от слав, «вервь» -веревка, шнурок). Первое слово указывает на назначение их, а второе — на устройство, поскольку они представляют собой сплетенные или нанизанные на веревку шарики (из дерева, камня, стекла). Концы ее связаны и увенчаны небольшим крестом. Мусульманские четки насчитывают, как правило, 33 звена и не имеют креста.
Согласно преданию, четки впервые ввел преподобный Пахомий Великий (347) для простых монахов, не умевших считать. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они оказались очень удобными. Ум, освобожденный от необходимости вести счет, получает большую возможность для внимательной молитвы. С этим связана всеобщая распространенность четок среди монашествующих.
Вручаются четки при монашеском пострижении, и потому ношение их на руке является делом обычным и естественным. Не принадлежащему к монашескому званию надо пользовать­ся четками в уединении, чтобы не питать свое тщеславие.
Четки являются напоминанием монаху об обязанности непрестанно творить молитву.
Семья. Дом. Дети

У меня двое детей, старший сын серьезно болен (ранний детский аутизм и сахарный диабет). Сейчас я беременна в третий раз. Мы с мужем с радостью ждем этого ребенка, но все родствен­ники осуждают меня и говорят, что я не имею права еще рожать (из-за риска снова родить больного). Дайте совет: как победить наследственность, как себя вести, что делать, чтобы ребеночек родился здоровым? 

К вашей большой радости примешивается тревога. Она понятна и естественна. Но опасения за здоровье вашего будущего ребенка не будут столь болезненными и навязчивыми, если вы все упование возложите на Бога, Который не только любит вашу семью, но и силен помочь Вам. Наследственность не проявляет себя неотвратимо. Все окончательно определяет Господь. Имеется богатый опыт христианских семей, которые получали и получают от Бога все необходимое для спасения и телесного здравия.
Ваш семейный союз должен быть обязательно ocвящен церковным Таинством, при совершении которого священник молится и о здоровье детей: «Благослови брак сей и подажь рабам Твоим живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать». Надо как можно чаще приступать к Святым Христовым Тайнам. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, по молитвам которого Господь исцелил множество людей, пишет в своем дневнике: «Дивлюсь величию и животворности Божественных Тайн: старушка, харкавшая кровью, обессиленная совершенно, ничего не евшая, от причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться, девушка, совсем умиравшая, после причастия Святых Тайн в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем, как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава Животворящим Страшным Твоим Тайнам, Господи!» (Моя жизнь во Христе. — М., 2002.С.462-463).
Душа должна быть постоянно в чистоте. Для этого нужно регулярно исповедоваться. Надо внимательно всмотреться в прошлое и испытать совесть: не остались ли неисповеданные серьезные грехи? Со всеми надо быть в мире, каждому человеку желать благо. Тогда ваши молитвенные прошения быстрей дойдут до Господа. Молитва должна быть живой. Ни на минуту не забывайте, что вы обращаетесь к Небесному Отцу, любящему Родителю.
В болезни старшего сына не унывайте. Жизнь наша имеет только одну цель — спасение. Иногда Господь через болезни и немощи уберегает людей от гибельных опасностей (в том числе от тяжелых нравственных падений). Болезни временны, а жизнь в Царстве Небесном — вечна.
«Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» (2 Фес. 2,16).
Должна ли женщина терпеть рукоприкладство от мужа или это может служить основанием для расторжения светского брака?

В СВЯЩЕННОМ Писании основание к разводу указано только одно — прелюбодеяние: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбо-действовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32). Почему сделано исключение прелюбодеянию? Потому что супружеская измена фактически разрушает семейный союз. Если же брак поставить в зависимость от недостатков (порой серьезных) мужа или жены, то он станет крайне нестойким и маложизненным, что мы сейчас наблюдаем. Печально состояние семьи, где муж дерется. Но не менее бывает тяжело жене от супруга, который пальцем не заденет, но больно язвит супругу словом, унижает и оскорбляет. Третий пьет. Кто-то отстранился от семейных дел, и все легло на жену, которая надламывается под этой ношей. А сколы семей, где муж проводит все свободное от работы время у телевизора, а к жене совершенно равнодушен, отчего она унывает.
Прежде всего надо испытать себя — все ли сделано для исправления отношений в семье. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3, 13). Цель христианского брака одна — совместное спасение. Если даже муж еще не стал на этот путь, на верующую жену ложится особая ответственность: плодами своей духовной жизни обратить неверующего мужа. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1 Кop. 7, 16-17), Христианство — религия воскресения. Оно ни кого не считает безнадежным. До последнего издыхания человека остается надежда на его спасасение.
Если же жена не донесет свой крест, а муж не спасется, то какой ответ она даст Богу на Суде? Не всегда наши усилия приносят желаемый результат. Однако никакой труд на благо ближнего не пропадет, а послужит нам в оправдание.
Мне 30 лет, не замужем, детей нет. Хочу узнать, как можно отличить блудные помыслы от желания простого человеческого тепла, надежды на создание семьи? Как узнать, суждено ли мне выйти замуж? Боюсь, обманываю саму себя. Если бы знать, что не суждено, я бы даже успо­коилась. Как мне быть? Знаю, что все в воле Божией, но мне бы хотелось избавиться от подоб­ных размышлений и обманчивых мыслей.

ПОТРЕБНОСТЬ человеческого тепла и желание иметь семью естественны и греховными помыслами не являются, если человек живет в воздержании и хранит чистоту. Са­мое главное — не воспринимайте нынешнее ваше состояние как несчастье или жизненную неудачу. Возможность построить семью еще не ушла. Люди выходят замуж и после 30 лет. Доверьтесь во всем Богу. Может быть, Господь удерживает вас от скорбен и горьких переживаний, которых так много в наше время у людей, живущих семейно. Как велико число разводов! Сколько семей, в которых муж и жена живут под одной кры­шей как совершенно чужие люди. Вместо тепла и радостей -холод и тоска. А сколько родителей проливают слезы за своих непослушных детей, которых мир уловил в гибельные сети наркомании, половой распущенности и преступности.
Примите совет, который вам поможет. Не мучайте себя мыслями об одиночестве. Господь лучше нас знает, что нам не­обходимо. Бог дал вам драгоценнейший дар — веру, без которой ни один человек не может иметь подлинное счастье.
Очень часто приходишь уставшая и раздражаешься по пустякам. Все это приводит к ссорам, которые я хотела бы прекратить, Как сохранять спокойствие, не раздражаться?

МИР И СОГЛАСИЕ между людьми составляют один из духовных нервов христианской жизни. Первые слова во, воскресшего Иисуса ко своим ученикам были: «Мир вам!» (Ин.20,19). За исполнение каждой заповеди блаженства Господь Иисус Христос обещает награду. Самая высокая назначена миротворцам: «ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф: 5, 9). Мир сам не приходит. Псалмопевец учит: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33,15). Ради мира как высшей духовной драгоценности мы должны уметь жертвовать: нашей малой человеческой правдой, удобствами, саможалением. Из опыта известно, что многие благочестивые люди умели стяжать мирный дух и хранить его и при телесных немощах и больших искушениях. Надо всегда просить помощи у Бога.

Так сложилось, что я сейчас живу с человеком, который женат, но находится в процессе разво­да. Я знаю, что это большой грех, но, с другой стороны, после развода мы собираемся поже­ниться и венчаться. На душе большой камень. Что делать?

НЕ ЗНАЯ обстоятельств, трудно сказать, кто виноват в том несчастии, которое постигло семью,- она разваливается. Но совершенно очевидно: ни один человек не имеет права жить в смертном грехе, каким является прелюбодеяние. Каждый имеет право построить семью. Желание это понятно. Не­ясно другое: почему многие современные люди думают, что от­ношения могут строиться только на плотской основе? Ведь человек выделен из круга животных, одарен особым разумом, наделен эстетическим чувством, нравственным сознанием. Не всегда от нас зависит создание семьи, но в нашей власти: допускать нам смертный грех или нет. Слово Божие говорит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники» (1 Кор. 6,9). Что делать? Воздерживаться от греха. Просить Бога о помощи. Прилагать усилия, чтобы наши отношения с теми, кого мы ценим, не бы­ли отравлены ядом смертного греха.

Седьмой день

Написано: шесть дней работай, а седьмой день (субботу) посвяти Богу. Какой день надо посвя­щать Богу ― субботу или воскресенье?

В СВЯЩЕННОМ Писании сказано: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3). Для нас, христиан, седьмым днем, завершающим седмицу, является воскресенье.
Почему у нас принято отдыхать в воскресенье, в то время как Господь при сотворении мира велел нам: «Помни день субботний»? Не совершаю ли я греха, занимаясь домашними делами в субботу (убираюсь, стираю, купаюсь и т. д.), и считают­ся ли грехом занятия домашними делами в вос­кресенье?

БОГ благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный по­чил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2,3). У евреев седьмым днем была суббота (шаббат). Предписанный в этот день праздничный покой относился к ветхому Израи­лю. Воскресение Христово положило начало новому Израи­лю — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвав­шего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день Воскресения Спасителя мира. Субботний же день стал символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в по­кой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Сво­их» (Евр. 4, 9-10). С рождением новозаветной Церкви потеря­ли силу ветхозаветные обрядовые установления. Об этом писал святой апостол Павел к галатам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Хрис­те Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ве­ра, действующая любовью» (5, 4-6).

Количество просмотров: 378.

Добавить комментарий