Богословие

Мне сложно понять идею Троицы. Не является ли она нарушением первой заповеди: есть только один Бог, и Ему одному служи?

НАШИ знания о Боге имеют богооткровенный источник. Из Священного Писания, которое является словом Божиим, мы знаем и о Пресвятой Троице. Создатели тринитарного богословия (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и другие) лишь раскрывают истину, данную в откровении. Земной человеческий ум не может рационально постигнуть бытие Божества. К этому знанию человек приобщается верой по мере возрастания своего духовного опыта. Кто хорошо молится, тот хорошо и богословствует. Участвующий в Святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви не сомневается в этой истине, она – неотъемлемая принадлежность его религиозного сознания. Изучавший дог­матическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня — догмата о Пресвятой Троице.
Первая заповедь Десятисловия говорит о Едином истин­ном Боге и запрещает поклонение идолам, «богам»: «Дане бу­дет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе куми­ра» (Исх. 20, 2-4; Втор. 5, 6-8). Израильский народ, как свидетельствует Священная история, тогда не был духовно го­тов к откровению о Пресвятой Троице. Новый Завет поднима­ет человека на новую ступень богопознания: говорит о Том же Едином Боге, но учит также о трех Его Лицах (Ипостасях): «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).

Я долго искал свою линию в жизни и наконец при­шел к Православию, стал верить, поститься. Многие мои сверстники ударяются в другие религии (восточные): якобы там они достигают большего в познании себя. Мне же для душевной гармонии необходимо определиться: как право­славный христианин должен относиться к по­знанию, изучению себя самого и окружающего мира?

СТРЕМЛЕНИЕ человека к познанию соответствует замыслу Творца, наделившего Свое творение разумом. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», ― писал великий богослов святой Иоанн Дамаскин (Творения. Источник знания. ― М., 2002. С. 55). Средоточием религиозной жизни христианина является познание Бога: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали; не Я перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9-10).
Познавая Бога, человек познает и себя. Другого пути к самопознанию нет. По мере религиозного совершенствования человека умножается его духовный опыт. Господь просвещает такого человека, дает ему знание законов невидимого мира. В свете нового знания идущему путем спасения открываются великие дарования, которые Творец дал человеку: образ и подо­бие Божие, боговедение, возможность соединиться с Господом. Одновременно человек начинает видеть свою реальную немощь: грехи, укоренившиеся страсти, рабство плоти, внутреннюю расслабленность и другие. Бог мудро ведет человека путем очищения и совершенствования. Он постепенно открывает человеку грехи и пороки в соответствии с его реальными силами к исправлению. Если бы ставший на путь духовной жизни человек сразу получил видение всех своих грехов и не­мощей, у него опустились бы руки. Он не смог бы противиться унынию, отнимающему у человека одну из главных христианских добродетелей — надежду. Чтобы избежать двух крайностей (религиозного охлаждения, с одной стороны, и ревности не по разуму — с другой), надо во всем довериться Богу. По мере сил исполнять заповеди, соблюдать уставы Святой Церкви, делать добро.
Познание себя — дело трудное. Большинство людей хорошо знают события, происходящие на самых отдаленных континентах земли, но не знают, что происходит у них в душе. Для самопознания нужна освящающая и просвещающая ум Божественная благодать, духовный опыт, смирение и мужество, чтобы не бояться увидеть свои немощи и несовершенства. Больше всего преуспели в самопознании святые.
Могут ли спастись иудеи, верующие в Бога Отца?
ОБРАТИМСЯ к слову Божию: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Вера в Бога Отца может быть истинной и не­искаженной только тогда, когда человек верит в Иисуса Хрис­та как Бога, потому что Сын Божий — Второе Лицо Божественной Троицы, а все Три Ипостаси (Отец, Сын и Свя­той Дух) составляют Единое Божество ― Пресвятую Троицу. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Поэтому сказано Спасителем: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36).

Везде говорится: «Как на небе, так и на земле». Значит, у Бога тоже есть Жена? Дух Святый ― это женщина (отец, мать и сын)?

БИБЛЕЙСКОЕ выражение «Как на небе, так и на зем­ле» выражает мысль о том, что Господь Вседержитель ― Вла­дыка неба и земли (Пс. 134,6 и др.). «Бог есть дух» (Ин. 4,24).
Следовательно, к Нему неприменимы человеческие понятия. Даже отшедшие из нашей временной земной жизни и вошедшие в Царствие Небесное «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф. 22, 30).
Основные атрибуты Бога: 1) абсолютное знание; 2) абсолютное всесилие. Из первых двух следует, что: 1) из точки А временной оси Бог имеет абсо­лютное знание о событиях в точке Б; 2) бессилен изменить что-либо в любой точке временной оси между А и Б, поскольку это приведет к измене­нию в точке Б и отрицанию положения 1; 3) это верно для любой точки времени после А. Выходит, что абсолютное знание приводит к абсолютному бессилию, потере свободы воли?

УКАЗАННЫМИ в вопросе атрибутами далеко не исчерпываются свойства Бога. Он также имеет свойство быть бесконечным и потому вездесущим. Следовательно, к Нему неприменимы логические построения, основанные на реалиях нашего тварного мира, ограниченного пространствен­но -временными отношениями. Логическое несовершенство человеческого разума обнаруживается в апориях (в переводе с греч. — смущение, беспомощность; термин ввел Аристотель). Известны апории Зенона. Антиномичность разума, стремящегося постигнуть безусловное, показал Кант. Основным источником богословских истин является не логика разума, а Божественное откровение.
Посредством крестной смерти, а и затем Своего воскресения Иисус Христос избавил нас от власти греха и воссоединил с Богом. Как Христос победил смерть, посредством чего, в какой именно момент Своего сошествия во ад? Что такое по­беда над смертью (смертью во грехе)?

1. В ДУХОВНОМ мире действует закон — грех удаляет человека от Бога и делает пленником диавола. «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6,23). Спасение наше, которое со­вершил Иисус Христос, состоит в том, что Он, воплотившийся Бог, не имеющий и тени греха, взял на Себя грехи всех людей и за них принес искупительную жертву на Кресте. Победа над смертью произошла в тот момент, когда Спаситель мира умер на Кресте. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30). Что именно смертью Господь одержал победу над смертью, говорит и святой апостол Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14). Эта догматическая истина выражена в пасхальном тропаре: «смертию смерть поправ».
2. До искупления все люди шли в преисподнюю (евр. — шеол) и становились насельниками царства смерти. В ад шли все — как грешники, так и праведники. Псалмопевец Давид пророчествует от имени Мессии: «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. <…> ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15,1,10). Крестная смерть Христа лишила диавола власти над душами всех усопших. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13,14). Реально ад остается, но теперь туда люди загоняют себя добровольно своими смертными грехами.
После Своей крестной смерти Господь сошел в ад и вывел оттуда души праведников и тех, кто отозвался на Его пропо­ведь: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 18-19).
Почему принято считать, что Иисус Христос Своей смертью попрал силу диавола? Разве при Своей жизни Он не сделал этого, когда изгонял слуг дьявольских бесов и сказал обвинявшим Его в связях с дьяволом: «Никто, войдя в дом сильно­го, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мк. 3,27). Разве эти Его слова, сказанные Им Са­мим, не свидетельствуют о том, что диавол уже побежден Им?

ИИСУС Христос как Бог всегда имел власть над диаволом: «Все предано Мне Отцем Моим» (Мф. 11, 27). Но по­ка не совершилось искупление, сатана имел власть над людьми не только как наследниками Адамова грехопадения («Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5,12), но и как повинными в собственных грехах. По закону духов­ной жизни, совершающий грех, подпадает под власть диавола: «жало же смерти — грех» (1 Кор. 15, 56). Поэтому и говорится о «царстве диавола», которое, было разрушен искупительной смертью Спасителя: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь бы­ли подвержены рабству» (Евр. 2,14-15). Ад побежден, он уже не имеет полной власти над всеми умирающими, как раньше. Теперь сам человек добровольным отвержением заповедей Божиих делает себя его пленником. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4,7).
Окончательно борьба завершится, говорит святой апо­стол Павел, в день славного Пришествия Христа, Который, «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть»
(1 Кор. 15, 24-26).

О Божией Матери

Почему о Богородице так мало сказано в Библии, но Ее порой почитают не менее Самого Спасите­ля? Не является ли культ Богородицы трансфор­мированным культом древнеегипетского бога Осириса?

СОДЕРЖАЩЕЕСЯ в вопросе утверждение неверно. В Библии о Пресвятой Богородице написано много. В священ­ных ветхозаветных книгах это говорится в виде пророчеств и прообразов. В Новом Завете евангелисты рассказывают о Ее участии в важнейших событиях Священной истории, которые явились основанием великих церковных праздников:
Благовещения, Рождества Христова, Обрезания Господня, Сретения. Начало чудес Иисуса Христа и явление Его славы произошло в Кане Галилейской по просьбе Божией Матери. Евангелисты запечатлели Ее стояние при Кресте Сына.
Почитание Ее проникнуто особыми чувствами благодарной и теплой любви к Матери нашего Спасителя и Ходатаице за всех людей. Но никогда в Церкви ни богословски-догматисчески (ср. Символ веры), ни богослужебно-молитвенно это почитание не было равным поклонению Богу.
Что касается попыток культурологов-рационалистов конца ХIХ ― первой половины XX века (Дж. Фрейзер и др.) вывести основные положения христианского учения из языческих культов и мифологии, то ныне серьезные исследователи считают эти утверждения произвольными. Под видом науки в них явно или скрыто проявлялась антихристианская настроенность.
Православная Церковь поклоняется Матери Иисуса Христа Марии, Однако обратимся к Библии (Мф. 12, 47-50): «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. То есть Сам Христос не признавал ее Своей Матерью на том лишь основании, что Она Его родила. Скажите, пожалуйста, почему же Православие считает Её святой только на этом основании? Или я заблуждаюсь?

СУЩЕСТВУЕТ родство кровное и духовное. Последнее выше. На это указал Спаситель. Когда «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27-28).
Между Божией Матерью и Спасителем было не только кровное родство, но и теснейшее сродство духовное. Когда Пресвятая Дева носила во чреве Богомладенца, Она сложила дивную песнь: «величит душа Моя Господа, и возрадовал­ся дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1,46-49). В приведенном месте Евангелия (Мф. 12,47-50)
Иисус Христос придал особую значимость духовному родству, потому что в это время фарисеи («род лукавый и прелюбодейный» ― Мф. 12,39) злословили Спасителя и даже возводили хулу на Святого Духа (Мф. 12, 24-32). Иисус Христос указал и признаки этого духовного родства: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 50). Слова эти в наибольшей степени относятся к Божией Матери, Которая сказала Архангелу Гавриилу: «се, Раба Господня» (Лк. 1, 38).
Кого в Библии называют братьями и сестрам Иисуса Христа? Ведь Дева Мария родила только Иисуса.

БРАТЬЯМИ и сестрами Иисуса в евангельском тексте названы родные дети святого праведного Иосифа. Согласно церковному Преданию, он происходил из царского рода Давида. Был женат на Соломонии, дочери Аггея, брата; святого Захарии ― отца святого Иоанна Предтечи. Имел сыновей и дочерей. Овдовев, Иосиф проводил жизнь в святости и чистоте. Он был восьмидесятилетним старцем, когда. Господь избрал его хранителем девства Пресвятой Девы Марии и обручил с Ней. Иосиф, как муж Пресвятой Марии, по закону стал также отцом Иисуса: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2,48). В соответствии с тем же законом Моисея дети его стали братьями и сестрами Спасителя.
Человек

В ответах на некоторые вопросы прослеживается мысль, что Бог создал человечество для определенной, только Ему известной цели. Почему же тогда священники в основном молятся, постятся и всячески себя ограничивают? Получается, что это и есть та самая миссия человечества? Или главная цель человечества — восхвалять Бога?

ОТВЕТ на этот вопрос имеется в творениях святых отцов, которым были открыты тайны духовной жизни: «поскольку благой и преблагой Бог не удовлетворился созерцанием Себя Самого, но по избытку благости благоволил, чтоб возникло нечто, что стало бы облагодетельствовано Им и причастно Его благости, Он приводит из несущего в бытие и творит все видимое и невидимое, а также и человека, составленного из видимого и невидимого» (преподобный Иоанн Дамаскин. Творения. — М., 2002. С. 187).
Человек создан по образу и подобию Божию. естественно, речь идет не о внешнем сходстве. Где-то я читал, что под этим подразумевается сходство с Богом в таком плане: разум, слово, дыхание. Можно ли услышать более подробный ответ?

ИМЕЮЩИЕСЯ в богословии попытки выразить признаки образа и подобия Божия (бессмертие души; разум, способный к богопознанию; свободная воля) убеждают, что они не могут быть исчерпаны отдельными свойствами. Бог бесконечен, и человек в своем богоподобии приближается к бесконечности.
Как известно, Бог открывается человеку через Священное Писание. Почему же для того, чтоб воспринять это откровение, человек должен отказаться от того, чем он отличается от жи­вотного, ― своего разума, способности мыс­лить, оставив лишь слепую веру и преданность?

ХОЧЕТСЯ понять, как могло появиться столь стран­ное и ложное представление, когда Священное Писание, ве­личая праведника, живущего верой, называет мудрость (евр.- даат, греч. ― софия) высокой добродетелью, которая подается Богом как дар: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2, 6). Разум разуму рознь. Есть горделивый разум нашего падшего естества, от которого скрыто по причине его слепоты высшее знание — познание Бога и законов духовного мира. Истинная мудрость деется человеку с даром Святого Духа и через Него. Как свидетельствует священный писатель: «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефанном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 9-10). Великие богословы нашей Церкви (святители Афанасий Великий, Василий Великий, блаженный Августин, святитель Григорий Палама, святитель Филарет Московский и другие) не только были совершенны в вере, но и одновременно обладали могучим интеллектом, обширными познаниями.

Как вы считаете, одиноко ли человечество во Вселенной или же она заселено, разумными существами? И если да, то только ли человеку дарована благодать спастись?

СВЯЩЕННОЕ Писание говорит только о сотворении двух разумных природ: Ангелов и человека. Земля была сотворена как место обитания последнего: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1,28). Современная наука подтверждает это библейское учение: Земля уникальна, несколько десятков ее физических параметров создают вместе необходимые условия для жизни человека. Даже малое изменение одного из параметров делает невозможным существование человека на Земле. Ученые называют это антропным принципом. Идеи существования разумных существ на других планетах принадлежат к области научной фантастики.
Что происходит с душой, когда человек находится в коме, или без сознания, или когда у человека останавливается сердце и врачи возвращают его к жизни путем искусственного дыхания и электрошока?

МЕДИЦИНА различает состояния комы (в пер. с греч. — глубокий сон) и клинической смерти. В первом случае человек бывает полностью лишен сознания, но жизненные процессы не прекращаются. Во втором ― видимые признаки жизни отсутствуют. Христианский взгляд на человеческую жизнь дает возможность различать их на основе четкого критерия: при коматозном состоянии душа еще не отделяется от тела, а при клинической смерти временно покидает его. После возвращения к жизни человек может с впечатляющими подробностями рассказать виденное им во время реанимации. Эти многочисленные опыты доказывают существование души как самостоятельной субстанции в человеке. В состоянии же комы душа впечатлений не имеет медицина их не отмечает). Объяснить это можно тем, что душа в это время остается соединенной с телом, которое потеряло способность чувственных восприятий.
Возможно ли лечить депрессию медицинскими средствами или только духовными? Считается ли депрессия унынием?

ЧЕЛОВЕК ― существо цельное. Все три его составные части (дух, душа и тело) находятся в единстве. Строго говоря, болеет не орган, а человек. В каком-то органе болезненное со­стояние человека проявляется наиболее концентрированно и поэтому очевидно.
При депрессии одних медицинских средств недостаточно. Нужно прежде всего оздоровить себя духовно. Дается это нелегко и не сразу. Нужно жить в тысячелетнем опыте Церкви, быть ее духовно полнокровным членом. Господь, видя твердое желание и решимость жить по Его заповедям, непременно подаст помощь.
Не нужно пренебрегать и медицинскими средствами.

Добро и зло

1. Почему христиане называют себя рабами Бога? Ведь Бог дал людям свободу воли.
2. Как понимать слова Иисуса: «если тебя ударят по левой щеке ― подставь правую»?
3. «Всякая земная власть — от Бога». Власть антихриста ― тоже?
4. Может ли христианин бороться со злом и как?

1. БОГ даровал людям свободу воли и ни у кого ее не отнимает. Иначе не было бы делающих зло и погибающих, потому что Господь всем желает спасения и всех призывает к святости: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, [свят]» (Лев. 20, 7). Люди, исполняющие эту заповедь и верующие в своего Всеблагого Творца, становятся рабами (то есть работниками) Божиими и творят Его всесовершенную волю.
2. Слова Иисуса Христа: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди ― непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру того, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на го­лове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12,6-7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «…Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2, 15).
3. Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней. «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20,6). Если ни один волос с головы не может пасть без воли Божией (Лк. 21,19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом? «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21, 29). Одни правители богоугодны Ему. Господь венчает их и помазывает на царство: пророк Давид, святой Константин Великий, Юстиниан, святая царица Пульхерия, святой великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие, жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его ― Мое негодование!» (Ис. 10, 5).
4. Как христианин борется со злом? Заповедь «кто ударит тебя в правую щеку…» обращена к отдельному христианину. Она проверяет меру нашего незлобия, жертвенности в испол­нении евангельских предписаний и надежды на Бога. Челове­ку, который зло хулит Бога, угрожает святыням, проявляет на­силие против других, восстает на Отечество, христианин должен, не жалея себя, противостоять, потому что заповедь любви к Богу и к людям стоит на первом месте. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Почему Бог позволил диаволу искушать людей?

ГОСПОДЬ позволяет диаволу искушать людей пото­му, что наделил, человека оружием победы над ним: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Обле­китесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6,10-11).

В чем состоит сила и слабость диавола? Ведь чтобы защититься от врага, нужно знать его сильные и слабые стороны.

СЛОВА «сила», «сильный» неприменимы к диаволу. Силой обладает только Господь. Эту истину нам открывает слово Божие: «Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него» (Ис. 45,24); «Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь―сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение» (Ис. 12, 2); «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него муд­рость и сила» (Дан. 2,20). Можно еще привести много мест из Священного Писания, свидетельствующих, что лишь Бог Тво­рец — источник всякой силы. Человек, стремящийся жить по заповедям Божиим, получает от Бога духовные дарования и силы: «безмерно величие могущества Его в нас, верующих по Действию державной силы Его» (Еф. 1,19).
Если все, что происходит от Бога, ― благо, тогда откуда же зло?

БОГ не сотворил зла. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гордости отпала часть Ангелов. Они превратились в демонов. Их поврежденная природа стала постоянным источником зла. Потом не устоял в добре и человек. Открыто нарушив данную ему заповедь, он воспротивился воле Творца. Лишившись благодатной связи с Носителем жизни, человек потерял свое первозданное совершенство. Природа его повредилась. Зародился грех и проник в мир. Горькими плодами его стали болезнь, страдания и смерть. Человек уже не вполне свободен (см.: Рим. 7, 15―21), он ― раб греха. Чтобы спасти людей, совершилось боговоплощение. Своей крестной смертью и воскресением Иисус Христос духовно и нравственно победил зло, которое уже не имеет над человеком полной власти. Но реально зло остается, пока сохраняется нынешний мир. От каждого требуется борьба с грехом (прежде всего в себе). С помощью благодати Божией эта борьба каждому может принести победу. Окончательно зло будет побеждено в конце времен Иисусом Христом. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится ― смерть» (1 Кор. 15, 25-26.)
Что есть добро и что есть зло в православном понимании?

ХРИСТИАНСКОЕ понимание добра и зла имеет богооткровенный характер. Определение этих понятий вводит нас в центральную область нашего богословия: учение о Боге и человеке. Согласно слову Божию, добро, благо, святость в полном и точном значении присущи одному Богу («Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19,17), как всесовершенному Существу. Человек же причастен к добру в той мере, в какой он исполняет волю Господа и живет по Его заповедям. Бог всем людям желает добра, высшей степенью которого являет­ся соединение с Ним для вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Творец не создавал зла. Мир вышел из рук Его со­вершенным. «И увидел Бог все, что Он создал: и вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31). При сотворений человек был почтен как разумнейшее существо свободной воли. Поставленный перед выбором, человек проявил непослушание праведной воле Бо­жией. Разрушена была гармония между Творцом и Творением. Человек отторг этим себя от Источника жизни. Так на земле родилось зло. Грехопадение прародителей обнажает сущ­ность этой проблемы, вводит нас в центральную область темы добра и зла. Весь духовно-нравственный опыт человечества за всю его историю подтверждает, истинность библейского Учения. Чем совершеннее вера и любовь человека к Богу, тем он богаче добродетелями и активней в совершении добрых дел. Неверие и отпадение от Господа, будучи тяжелым грехом, рождает зло и преступления. Самым опасным, самым гибельным является богоборчество, ведущее к разрушению основополагающих нравственных начал. Десятилетия воинствующего атеизма в нашей стране ― главная причина морального упадка в обществе. В последнее время проявилось то, что вызревало годами. Сейчас мы уже имеем не «цветы зла», а плоды. Семена же сеялись в предшествующий богоборческий период. Но не будем унывать, будем молиться, помня, что Православие — религия воскресения (прежде всего духовного).
А какая цель появления человека? Если для искупления грехов, то зачем Бог придумал грехи и зло?

СЛОВО Божие и святые отцы нас учат, что зла и греха Бог не сотворил. Господь наделил Ангелов и людей свободной волей. Злоупотребление этой волей приводит ко греху. Бог не связывает нашего волеизъявления даже тогда, когда человек удаляется от добра. Потому и драгоценна вера и благочестие, что человек, имея свободу воли, из всех путей выбирает один — угождение Богу.
Всесовершенный Бог, ни в чем не нуждающийся, сотво­рил человека из любви. Это подтверждается всей историей че­ловечества. Даже после грехопадения наших прародителей Господь сохранил к нам Свою Божественную любовь. Чтобы спасти человечество от вечной смерти, Бог Отец послал Свое­го Сына Единородного, чтобы Он ценой тяжких страданий и мучительнейшей крестной смерти искупил и спас нас.
Что означает выражение: «Продать душу диаволу?» Разве можно ее на самом деле отдать или продать сатане?
В ЭТОМ выражении народного благочестия заключена мысль, вполне согласующаяся со Священным Писанием. Любой живущий на земле человек всегда стоит перед выбором: между Богом и диаволом, Христом и Велиаром (см.: 2 Кор. 6,15), светом и тьмой, добром и злом. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6, 24).

Будущая жизнь

Когда наступит конец света?

БОГ через святых пророков и апостолов возвестил о том, что придет день, когда земная история закончится и наступит кончина мира. Священное Писание называет это время «днем Господним» (2 Пет. 3, 10), «днем суда» (Мф. 11,22), «днем Господа нашего Иисуса Христа» (2 Кор. 1, 14), «днем Господним, великим и славным» (Деян. 2,20), «великим днем» (Иуд. 1, 6). Дело Спасителя, вочеловечившегося, принявшего за нас крестную смерть и воскресшего, завершится Его Вторым Пришествием, которое будет во славе (см.: Деян. 1,11). «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Это сокрыто от нас для нашей нравственной пользы: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). Мы должны быть всегда готовы предстать перед Господом на Суд и дать отчет за всю нашу жизнь. Чтобы приготовиться к нему и оправдаться, надо каждый день начинать с мыслью о чтом, еще ничего не сделано для спасения и другого дня больше не будет.
У меня вопрос по поводу того, что настанет день воскрешения мертвых. И говорят, что воскрешение будет реальным. Но тогда как здравый смысл человека выдержит такое? У ж а с н о если такое настанет, то есть люди вылезут из могил,― об этом подумать страшно, не то что увидеть! Упоминается ли где-нибудь, что будет происходить с людьми в это время, как они будут это воспринимать? Когда умирает человек его душа покидает тело и попадает в рай или ад, причем ад ― это вечные муки в огне. Возникает что, души будут возвращаться в тела во время воскрешения? Но, выходит, ад не вечен, потому вопрос: что душа временно там и возвратится в тело? И еще вопрос: находится ли в душе информация о личности человека, то есть собственном «я», или душа независима от разума и при смерти сознание и вся информация о жизни погибает вместе с телом?

ПОСКОЛЬКУ души усопших находятся не в могилах, а в ином мире, то и воскресение не следует представлять как восстание из могил. Нам не открыто, как будет Бог соединять души с восстановлен-ными телами, но мы верим, что Создавший нас и весь этот величественный мир совершит это по Своей премудрости и всемогуществу. При этом ад не отменяется. По слову Спасителя: «и изыдут творившие добро, в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5,29).
Согласно Священному Писанию и учению святых отцов душа, а не тело является личностным началом. Ей свойственно хранить память о всей прожитой жизни. Это подтверждает и медицина в опытах клинической смерти.

Количество просмотров: 268.

Добавить комментарий