Апостол Любви

 

Вспоминая Иоанна Богослова, Евангелиста – автора самого странного и потрясающего нас с вами послания Божественной любви к нам, грешным, недостойным, может быть и стремящимся к Свету, но слабым и надеющимся.

Иоанн был призван к жизни в Вифсаиде, городе рыбаков и ремесленников. Отцом его был Зеведей, а матерью Саломия – младшая дочь Иосифа Обручника. У Иосифа Обручника от первого брака было семеро детей – четверо мальчиков и три девочки: Марфа, Эсфирь и Саломия.

«Быть может не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати. — Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно он один только, а матерей у него три: родная Саломия; гром, ибо за великий глас в Евангелии он – сын громов (Мк. 3, 17); и Богородица ибо сказано: «се Матерь твоя» (Ин. 19, 27)», — Блаженный Феофилакт.

Дети Иосифа Обручника, все приняли Марию Богородицу, любили, чтили и уважали ее. После возвращения из Египта, они поддерживали отношения с семьей отца и помогали, чем могли. Семья Зеведея была семьей рыболовов, очень простой и незаметной семьей. Иоанн не только не получил греческого и иудейского образования, но «и вовсе не был учен», как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (4, 13).

«Сила Духа Святаго, как написано (2 Кор. 12, 9) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом», — Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский. Но какую же Духовную силу получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный юноша.

«Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и не могущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув впрочем упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «Слово стало плотию» (1, 14). – Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек», — Блаженный Феофилакт.

Сродники Господни по- разному относились к учению Христовому, но старший и младший сыновья Зеведея внимали ему с особым благоговением. Однажды, после проповеди на Геннисаретском озере, Господь призвал их к себе в ученики. Братья Иаков и Иоанн простились с отцом и последовали за Христом.

После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Христос особенно приблизил к Себе. Иоанн неотступно следовал за Господом по крестному пути Его, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал с высоты Креста слова, обращенные к Ней «Жено, се сын Твой» и к нему «се Мати твоя». С этого времени Иоанн заботился о Богородице и служил Ей до самого Ея Успения.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по жребию, отправился в Ефес и другие малоазийские города проповедовать Евангелие. Его проповеди, безыскусные, простые, наполненные великой любовью к людям, привлекали большое количество уверовавших в Господа, людей. Претерпев мучения и гонения от нероновских приспешников, сотворив в ссылке множество чудес, в Ефесе апостол написал Евангелие (на греческом языке, а также, некоторые источники утверждают, что и на сирском).

Святой апостол Иоанн пробыл с человечеством около ста лет и оставался единственным, кто видел Господа и мог свидетельствовать о нем.

Каждый год из могилы Святого Иоанна Богослова выделялся тонкий серебристо-жемчужный прах. Верующие собирали его и исцелялись от душевных и телесных хворей. Это всегда происходит 8 мая (по новому стилю 21 мая). Поэтому, мы чтим память великого Святого Иоанна Богослова и 21 мая.

«Дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: «многое имею сказать вам: но вы теперь не можете вместить» (Ин. 15, 02). – Но будем молиться, чтобы дела и слова Господа никогда не приходили у нас в забвение, чтобы нам всегда раскрывать сию книгу Возлюбленного и изыскивать сокровище, заключающееся в чудесах и учении Иисуса; чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и соделаться совершенными в Самом Христе, возлюбившем нас, и через возлюбленного Своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его – Сына, и Отца, и Святаго Духа, которому слава вовеки. Аминь», — Блаженный Феофилакт.

Составитель Татиана Челабчи, прихожанка храма

Количество просмотров: 234.

Добавить комментарий