Роль святителя Луки Крымского в истории Православной Церкви

          Вспоминая историю Православной Церкви невозможно не говорить о выдающемся деятеле середины 20-го века, докторе медицинских наук, профессоре, архиепископе Луке Крымском, в миру – Валентине Феликсовиче Войно — Ясинецком (1877-1961).

       В условиях раскола, арестов, издевательств и ссылок ученый архипастырь сохранил верность традиционной Русской Православной церкви, Святейшему Патриарху Тихону, вместе с которым он неоднократно совершал церковные  службы, и в тяжелый послеоктябрьский период монашеский постриг, осуществленный Преосвященным Андреем (князем Ухтомским) (1872-1937).
В иноческом звании священник-хирург получил имя апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки; знаменательно и то, что при хиротонии присутствовал также ссыльный, известный московский священник и церковный писатель протоиерей Валентин (Свенцицкий) (1881-1931), которому принадлежит труд «Монастырь в миру».

          Беспрецедентным фактом в судьбе православного ученого подвижника является то, что заключенный епископ, профессор медицины, в сталинских ссылках и тюремных условиях написавший выдающийся научный труд «Очерки гнойной хирургии» и книгу «О поздних резекциях при инфицированных ранениях больших суставов», получил за них Сталинскую премию Первой степени (1946). Работа Владыки в госпитале также была отмечена грамотой Западно-Сибирского военного округа, а по окончании войны он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

           Духовно-нравственный и гражданский подвиг святителя Луки Войно-Ясенецкого был достойно оценен Священным Синодом при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите (Старогородском), который приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел владыку в сан архиепископа, а в мае 1946 г. святитель Лука был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского.

       Подчеркивая значение социокультурного, пастырского, врачебного служения святителя Луки как одного из уникальных подвижников благочестия ХХ века, выделим главный аспект, в котором сосредоточена духовно-нравственная, православно-аскетическая идея его монашеского служения в миру – это личностный творческий вклад деятеля в христианизацию общества, трансляция и интеграция христианской этики, аскетической культуры, осуществляемые в реальных условиях взаимодействия с представителями разных этносов, социальных групп и религиозной принадлежности. Он вошел в историю Церкви как богослов и ученый, восставший против атеистической пропаганды. Вот как писал   сам о себе в своем труде «Я полюбил страдания» святитель Лука:

        «Кроме того, мне приходилось в течение двух лет часто вести публичные диспуты при множестве слушателей с отрекшимся от Бога протоиереем Ломакиным, бывшим миссионером Курской епархии, возглавлявшим антирелигиозную пропаганду в Средней Азии.

         Как правило, эти диспуты кончались посрамлением отступника от веры, и верующие не давали ему прохода вопросом: «Скажи нам, когда ты врал: тогда, когда был попом, или теперь врешь?». Несчастный хулитель Бога стал бояться меня и просил устроителей диспутов избавить его от «этого философа».

          Подлинная святость во все времена была центром притяжения для носителей иной веры, и в этом проявляется наднациональная сущность праведника. Личность святителя Луки и в этом отношении представляет собой уникальный пример: его уважали, любили и почитали даже иноверцы, в частности, иудеи. Так, по большим праздникам православного врача-архиепископа приходил поздравить староста симферопольской синагоги, которого владыка Лука (Войно-Ясенецкий) некогда спас от смерти. Факт поразительный, но в синагоге за православного архипастыря молились ортодоксальные иудеи, особенно узнав о болезни святителя. Этот пример, на наш взгляд, – красноречивое свидетельство высокой культуры межконфессионального общения, которое сложилось   личному таланту, подлинной харизматичности и христианской любви к людям владыки Луки, хранящегося в сердце слова апостола Павла о том, что «у Господа нет ни эллина, ни иудея…»

          Свою научную деятельность, публикацию книг, статей, получение государственной премии святитель Лука (Войно-Ясенецкий) воспринимал как высокое социальное служение, возможность повысить авторитет Церкви в глазах мировой общественности и привлечь в Православие интеллигенцию. После получения Сталинской премии, которую архипастырь почти всю пожертвовал на помощь сиротам – жертвам войны, владыка писал: «Моя слава – большое торжество для Церкви…». Высокопреосвященным Лукой были написаны многие иконы, изданы апологетические труды «Наука и религия», «Дух. Душа. Тело», представляющие значительный научный и мировоззренческий интерес, однако приоритетным аспектом социокультурной миссии святителя всегда оставалась общественная пастырская проповедь, которую владыка считал самой важной частью своего архиерейского служения, о чем он свидетельствовал в Симферопольском соборе 31 октября 1952 г.: «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе».

        Социокультурное и духовное служение архиепископа Луки имеет непреходящую ценность для отечественной и мировой культуры, истории Православной церкви. Святитель Лука сумел совместить, казалось бы несовместимое, науку и религию. Он смог стать настоящим ревностным пастырем Церкви, богословом и блестящим проповедником, при этом остаться профессором медицинских наук, постоянно принимать больных и совершать тысячи операций спасая жизни людей.

              На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. имя священноисповедника архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

Святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!

Настоятель храма Святителя Луки
и мученицы Валентины,
протоиерей Иоанн  Полещук

Количество просмотров: 259.

Добавить комментарий