Вера в Бога

Что есть Бог?
Бог есть свет, и нет в нем Никакой тьмы.
(1Ин.1,5).
Бог есть любовь.
(1Ин.4,8).
У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
(2Пет.3,8).
Все Им и для Него создано.
(Кол.1,16).
Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.
Преподобный Иоанн Лествичник (649).
Бог есть везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIIIвв.).
Как узнать Бога?
Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят.
(Мф.5,8).
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
(1Ин.4,8).
Вкусите и видите, как благ Господь.
(Пс.33,9).
Как не знающим объяснить сладость меда? Вкусите и видите. Чувство в опыте яснее всякого слова.
Святитель Василий Великий (330-379).
Единственный способ к познанию Бога есть доброта.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Путь к ведению  есть бесстрастие и смирение, без которых никто не узрит Господа.
Преподобный
Исихий Иерусалимский (Vв.).
Христос сокровен в Евангелии, и желающий найти его должен продать прежде все имение и купить Евангелие, чтобы не только найти Его, может быть, чтением, но и принять в себя подражанием Его жизни в мире. Ибо ищущему Христа, говорит святой Максим, должно искать Его не вне, но внутри себя.
Преподобный Петр Дамаскин (VIIIв.).
До какой степени можно постичь Бога?
Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?
(Ис.40,25).
Мы ходим верою, а не видением.
(2Кор.5,7).
Бог выше всякого понятия и всякого бытия – а потому совершенно непостижим.
Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIIIвв.).
Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога: так нельзя постигнуть Его всего.
Если то, что Бог есть, принимается верой, а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть?
Святитель Иоанн Златоуст (407).
Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука.
Святитель Иннокентий (Борисов),
архиепископ Херсонский (1800-1857).
За что благодарить Бога?
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов.
(Иак.1,17).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас.
(1Пет.1,3-4).
Глупому – «счастье», умному – «Бог дает».
Русская пословица.
Для человека создал Бог небо, украшенное звездами, для человека создал Он землю, — и люди возделывают ее для себя. Не чувствующие такого Божия промышления – несмысленны душой.
Преподобный
Антоний Великий (251-355).
Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.
Преподобный Макарий Великий (IVв.)
Вся мы, люди, должны всегда благодарить Бога за общие и особенные Его благодарения, душевные и телесные. Общие суть: четыре стихии и все, от них происходящее, и все, в Божественных Писаниях изложенные, чудные и страшные дела Божии.
Особенные же – то, что Бог дал каждому человеку: или богатство, для милостыни; или бедность, для терпения с благодарением; или власть, для правосудия с утверждения добродетели; или повиновение и рабство, для готового спасения души; или здоровье, для помощи нуждающимся и трудов по Богу; или болезнь, для венца за терпение; или знание и силу, для приобретения добродетелей; или бессилие и незнание, для повиновения в безмолвии, со смирением и удаления от вещей; или невольное лишение вещей, для произвольного спасения и помощи тем, которые могут достигнуть совершенство нестяжания или, хотя, милостыни; или покой и благоденствие, для того, чтобы добровольно подвизаться и трудиться в добродетелях, так чтобы сделаться бесстрастным и иные души спасти; или искушение и злополучие, чтобы поневоле спастись тем, которые не могут отсекать своих хотений; или опять, для совершенства тем, которые могут потерпеть с радостью
Но да не будет благодарение, как того фарисея (см, Лк. 18,11), осуждающее других и оправдывающее себя; но, скорее, как более всех находящееся в долгу, и по недоумению благодарящее, и с ужасом рассматривающее неизреченное долготерпение Божие.
Преподобный Петр Дамаскин (VIIIвек.).
Ежедневно благодари от всего сердца Бога за дарование тебе жизни по образу и подобию Его, жизни разумно-свободной и бессмертной. Особенно благодари за то, что Он тебя падшего в вечную смерть восстановил и направил опять к жизни и не простым действием всемогущества, ибо это несообразно было бы с правосудием Его, а даровавши в выкуп за нас Единородного Сына Своего, пострадавшего и умершего за нас.
Благодари еще за то, что Он тебя ежедневно, волею через грехи падающего или жизни в смерть, бесчисленное множество раз, — снова дарит жизнью за то только, что ты от сердца скажешь:  Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою (Лк.15,18)!…Благодари Его за все средства в жизни, за все скорби и радости в жизни, ибо все от Него, всеблагого Отца, все от первой оной начальной жизни, всем уделившей и взаимодавшей жизнь.
Вера, собственно, и есть чувство истины того, что сделал для нас господь в Новом Завете. Плоть и Кровь Сына Божия ежедневно преподаются христианам во очищение и освящение душ и телес их. Одно это Таинство вызывает всегдашнюю, всесердечную благодарность Богу. Потому-то и называется оно – Евхаристией, или благодарением.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Сначала должно поблагодарить Бога за все необходимое для ежедневной потребности, что имеем, а потом уже пользоваться имеемым.
Святитель Василий Великий (330-379).
Особенно будь благодарен в скорбях, потому что через них яснее ощутишь вспомоществующую благодать.
Преподобный Нил Синайский (IV-Vвв.).
Что такое вера?
Кто верил Господу – и был постыжен? Или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? Или кто взывал к Нему, и Он презрел его?
(Сир.2,10).
На Бога положишься, не обложишься.
Русская пословица.
Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него все, что просит.
Вера – крыло молитвы; не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится.
Преподобный Иоанн Лествичник (649).
Вера, спасающая человека, не есть лишь вера в существование на небе и в отвлеченности – Бога… Нет, вера есть реальная покорность Живому Богу на земле, безоговорочное доверие во всей полноте Его откровению, устремление и следование Им указанным путям и истолкование решительно всего во славу Божию.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).
Господи равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих и оба имели в Него веру, хотя бы с горчичное зерно (Мф.17,20), и оба сдвинут горы.
Преподобный Серафим Саровский (1833).
Вера не в том только состоит, чтобы веровать, есть Бог, но и в вере во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и все на пользу устрояющий; времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1,7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падает, ни влас главы нашей не погибнет ( Мф.10,29; Лк.21,18).
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Живая вера – такая, которой нравы верующего соответствуют. Напротив того, мертвая вера – в том, в ком нет плодов веры, кто не Богу, но греху служит, не умершему за всех и воскресшему Христу, как апостол требует: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2Кор.5,15), — но для себя и своих прихотей живет. Ибо, как тело, — учит апостол, — без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак.2,26).
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Как обрести веру?
Если желаешь премудрости ,соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе.
(Сир.1,26).
Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом.
(1Ин.5,10).
Неверие происходит оттого, что мы желаем славы человеческой; Господь же сказал: Как вы можете воровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин.5,44).
Преподобные Варсонофий Великий (VI в.).
Источник неверия есть гордость; неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем.
Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь, во всякое время, молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром и постоянством,  не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се начах.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов по делу спасения. Какие дела и труды?
1) Отвращение  возыметь ко всем грехам – не делам только, но и мыслям сочувствиям к ним;
2) определить себя на дела противоположные им – это вы сами должны для себя найти и установить;
3) главное, угождения плоти бегать, ее надо строго наказать – умертвить;
4) молитвенный чин установить домашний и церковный;
5) внешние сношения упорядочить и бегать случаев, могущих возбуждать движения страстей.
Святитель Феофан,
затворник Вышенский (1815-1894).
Некоторые спрашивают: «Что нам делать, чтобы поверить в Бога?» Ответ прост: жить по заповедям Божиим и пребывать в молитве. Молитва дает душе человека реальное доказательство Божественного бытия.
Архимандрит Рафаил (Карелин) (р.в 1931).
Вера святая укрепляется и растет:
1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим.10,17).
2) Укрепляется и растет вера размышлением о чудных Божиих делах, исполненных милостивых Его обещаний…
3) Укрепляется и растет вера усердной и частой молитвой…
4) Укрепляется и умножается святая вера причащением Пресвятых Христовых Таин…
Святитель Тихон Задонский (1727-1783).
Вера усиливается молитвой. Человек, не возделавший в себе веру измлада, но расположенный к этому, может возделать ее молитвой, прося у Христа прибавить ему веру.
Если человек идет по жизни с верой, без сомнения и просит помощи Божией, то с ним потихонечку начинают происходить чудесные события: сначала маленькие, потом побольше, и он становится более верующим.
Схимонах Паисий Святогорец (1924-1994).
Что значит «Бог любит нас»?
Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел.
(Прем.11,25).
Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
(Ис.49,15).
Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за друзей своих.
(Ин.15,13).
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного.
(Ин.3,16).
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
(1Ин.4,9-10).
Едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
(Рим.5,7-8).
Любовь Христова объемлет нас.
(2Кор.5,14).
Ни отец до детей, как Бог до людей.
Всяк про себя, а Господь про всех.
Русские пословицы.
Господи любит нас, как Своих детей, и любовь Его больше, чем любовь матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас.
Мы видим крест, знаем, что Он распялся за нас и умер в страданиях, но все равно душа сама понять эту любовь не может, а познается она только Духом Святым.
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).
Когда отец подходит к занятому игрой ребенку и ласково гладит его, то последний, будучи увлечен своими игрушками, этого даже не замечает. Он заметил отцовскую ласку, если чуть оторвется от игры. Так же и мы, будучи заняты каким-то попечением, не можем ощутить любовь Божию. Мы не чувствуем того, что дает нам Бог.
Схимонах Паисий Святогорец (1924-1994).
«Бог не любит грешников»
Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
(Лк.15,10).
Верно и всякого принятия достойно слово, что Иисус пришел в мир спасти грешников.
(1Тим.1,15).
Апостол Иоанн утверждает Духом Святым, что Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую. Любовь же все покрывает, по слову апостола Павла. Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее. Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные. Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень. Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию!
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Зачем нужен страх Божий?
Начало мудрости – страх Господень… В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище… Страх Господень отводит от зла.
(Притч.1,7;14,26;16,6).
Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви… Начало премудрости – бояться Господа…Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие… Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться.
(Сир.1,11-13,15,18,21).
Страху Божиему последует истинное смирение, ибо богобоящийся смиряется под крепкую руку Божию.
(1Пет.5,6).
Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Кто боится Господа, тот выше всякого греха. Далек он от всякой болезни, и никакой трепет не приблизится к нему. Даже смерть боится приблизится к нему и приходит только тогда, когда повелено ей разлучить душу его с телом.
Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе, и пред лицеем его трепещут лукавые бесы.
Бойся Господа, и обретешь благодать, ибо страх Господень производит такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели.
Преподобный Ефрем Сирин (IVв.).
Как приобрести страх Божий?
Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?
(Иер.5,22).
От постоянного помышления о суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает из сердца добродетели.
Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием.
Преподобный Исаия (370).
Должно всегда иметь Бога пред собою.
Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
Преподобный Амвросий Оптинский (1821-1891).
Дух страха Божия есть воздержание от злых дел.
Преподобный Максим Исповедник (662).
Отцы сказали, что человека приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро, — как прошла ночь, если не будет дерзновенен в обращении, и наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.
Преподобный Дорофей Палестинский (620).
Держите же так: всегда принадлежать Господу. Это много требует: в мыслях всегда носить Господа; в сердце – всегда иметь чувство к Господу; в воле – все делаемое делать для Господа.
Святитель Феофан,
затворник Вышенский (1815-1894).
По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
Святитель Игнатий (Брянчанинов),
епископ Ставропольский (1807-1867).
Бегай лжи; иначе она отгонит от тебя страх Божий.
Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Что делает неуязвимым?
Сильнии крепостию, творящие волю Его.
(Пс.102,20).
Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век.
(Пс.124,1).
Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.
(Ис.44,8).
Веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною.
(1Пет.1,8).
Без Бога и червяк сгложет.
Коли Бог не сохранит града, то всуе стража и ограда.
Русские пословицы.
Сила Божия непреоборима, всегда та же и в той же мере, а все человеческое нетвердо и небезопасно, хотя и кажется очень сильным.
Преподобный Исидор Пелусиот (V век).
Ты скажешь мне: страшен змий,; бойся Господа, и не возможет вредить тебе. Язвителен скорпион; бойся Господа, и не уязвит тебя. Лев кровожаден; бойся Господа, и будет сидеть с тобою, как с Даниилом.
Святитель Кирилл,
архиепископ Иерусалимский (386).
Любовь к Богу – неисчерпаемое сокровище: кто обладает им, тот богат, кто лишен того, тот беден.
Святитель Василий Великий (330-379).
Не очень ищи себе утешения в том, что дано тебе на очень малое время; а истинного утешения в Боге, — это утешение навсегда при тебе останется.
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).
Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Преподобноисповедник Никон Оптинский (1888-1931).
Если Иисус блаженство твое, какое бедствие приключится тебе?
Если Иисус мир и покой твой, кто может обеспокоить тебя?
Если Иисус радость твоя, кто и что может оскорбить тебя?
Если Иисус утешение твое, кто может опечалить тебя?
Если Иисус честь и слава твоя, кто может обесславить тебя?
Если Иисус заступник твой, кто может оклеветать и осудить тебя?
Если Иисус помощник и поборник твой, кто может победить тебя?
Если Иисус избавитель твой, кто может пленить тебя?
Если Иисус оправдание твое, кто может осудить тебя?
Если Иисус Пастырь твой, кто может от руки его восхитить тебя?
Если Иисус Царь и Господь твой, кто может поработить тебя?
Если Иисус жизнь твоя, кто может умертвить тебя?
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Что значит любить Бога?
Любящие Его сохранят пути Его.
(Сир.2,15).
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня.
(Ин.14,21).
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
(1Ин.4,20).
Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир.
(1Ин.5,3-4).
Любовь есть исполнение закона.
(Рим.13,10).
Какие признаки любви к Богу? Сам Господь научил нас сему, сказав: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14,15).
Святитель Василий Великий (330-379).
Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхищении ума, это совсем не твоей меры.
Преподобный
Макарий Оптинский (1788-1860).
Веруя в Бога, человек не думает о том, есть ли рай или же его нет. Он подвизается потому, что верует в Бога и любит Его.
Схимонах Паисий Святогорец (1924-1994).
Любить Бога всем сердцем – значит не иметь ни к чему пристрастия и отдать все сердце Господу Богу, творя во всем волю Его, а не свою; всею душою, т.е. весь ум иметь всегда в Боге, все сердце утверждать в Нем и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостию, т.е. любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота и глубина, ни меч (ср.Рим.8,35-36,39);всею мыслию, т.е. всегда думать о Боге, о Его благости, долготерпении, святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых.
Любить Бога – значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, как сказано: возлюбил правду и возненавидел беззаконник (Пс.44,8)… Любить Бога – значит исполнять заповеди Его. Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое…Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих (Ин.14,23-24).
Св.праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Хотя Бог и хочет, чтобы мы его любили, однако не ради Своей какой пользы хочет того, го ради нашей пользы.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Любовь к Богу составляет высочайшее блаженство человека.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Как научиться любить Бога?
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
(Лк.10,27).
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
(1Ин.2,15).
Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5,5).
Нельзя брать духовную жизнь сверху, а нужно брать ее снизу: сначала очистить душу от страстей, приобрести терпение, смирение и т.п., потом полюбить ближнего, а затем уже Бога.
Св.праведный Алексий Мечев (1859-1923).
Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его.
Преподобноисповедник
Никон Оптинский (1888-1931).
Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия; ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия.
Любящий себя самого не может любить Бога, не любящий же себя самого по причине чрезвычайного обилия любви к Богу – этот любит Бога. Поэтому именно таковой никогда и не ищут славы своей, но славы Божией. Ибо любящий себя самого ищет своей славы; любящий же Бога ищет славу Создавшего его.
Блаженный Диадох Фотикийский (V век).
Пребывающий всегда в молитве возжигается горячейшей любовью к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающего душу.
Преподобный Макарий Великий (IVвек).
Чтобы любить Бога всем сердцем, надо непременно все земное считать за сор и ничем не прельщаться.
Помни, что ты всегда ходишь пред лицом Сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на Кресте.
Опытом дознано, что не любящий ближнего не может любить Бога, неблагодарный человекам не может быть благодарным Богу. Ограниченному, малому, ничтожному существу, каков человек, с ограниченного, малого нужно начинать и, при Божией помощи, идти к менее ограниченному, к высшему. Ты имеешь жену, друзей, родственников? Научись прежде отдавать им должное и потом уже будешь в состоянии отдавать должное всем людям и Самому Богу.
Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк.16,10).
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Как меняет человека любовь к Богу?
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
(Гал.5,22).
Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Вот отличительные черты Бога и человека ревнующего об уподоблении Богу: скромность, незлобие, негневливость, независтливость, благотворительность, сострадательность, непамятозлобие, добротолюбие, доброта, равночестие, соблюдение пользы других, общительность, попечительность, негорделивость…
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
В состоянии бесстрастия человек достигает чистой любви, и мысль его начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге. Душа, ощутив осенение духа, увидев себя победительницею греховных помыслов и мечтаний, начинает ощущать неизъяснимую радость спасения. Эта радость не имеет никакого сходства с обыкновенной человеческой радостью, которая рождается единственно от тщеславия, составляется самодовольством, когда человек льстит сам себе или когда льстят ему другие, или же когда льстит ему земное преуспеяние.
Духовная радость, извещающая спасение, полна смиренномудрия, полна благодарения Богу, сопутствуется обильными и постоянными слезами, непрестанными молитвами, не насыщается осуждением и уничижением себя, изливается в исповедании Богу, в славословии Бога, ознаменовывается умерщвлением к миру. Она – предощущение вечной жизни!
Святитель Игнатий (Брянчанинов),
епископ Ставропольский (1807-1867).
Каковы степени приближения к Богу?
Начало добра – страх Божий, а конец – любовь к Богу.
Пресвитер Илия Екдик
Трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем  Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или ища награды исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына.
Преподобный
Дорофей Палестинский (620).
В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении; в средних – прекращение внутренних браней; а в совершенных – умножение и изобилие Божественного света.
Преподобный Иоанн Лествичник (649).
Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить – это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов – это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей – это третья любовь, еще большая.
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле… Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте.
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).
Помощь Божией Матери
Предстала Царица по правую руку от Тебя.
(Пс.44,10).
Пресвятая Дева Мария удостоилась быть Матерью нашего Господа Иисуса Христа, а так как Господь называл верующих в Него Своей братиею (см. Евр. 2,11-12), то пресвятая Дева Мария есть Мать и всех нас – христиан, есть Мать всего рода христианского. Перед тем, как Ей от земли войти в небесный чертог Сына Своего, Она, Царица Небесная, обещала свой покров и заступление апостолам, а в лице их и всем нам. «Не оставлю вас сиротами», — говорила Она. И поистине, Божия Матерь есть Утешительница и Заступница всех скорбящих и обремененных.
Священномученик Арсений (Жадановский),
еп. Серпуховской (1874-1937).
Но как велика, как изумительна любовь Божией Матери, как мы ее изведали из столетия в столетие, чтобы быть в состоянии говорить такие слова! Ведь подумайте: многие из вас матери, отцы, сестры, кто из нас нашел бы в себя силу заступиться за убийцу сына, брата, мужа, близкого человека, сказав: «Я прощаю – не судите его, дайте идти ему в мире»? А именно это делает Божия Матерь. Заглянем в наши сердца: кто из нас может хоть сколько-то приблизиться к такому великодушию, к такой любви?
Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003).
Радуйся, Благодатная, господь с Тобою (Лк.1,28). Владычица прияла всю полноту благодати от Господа как Матерь по человечеству Всесовершенного Творца, полноту правды, святости, благости, милосердия и сострадания к грешному и всячески бедствующему человечеству, полноту могущества и силы, блаженства, славы вечной и превосходства над всеми небесными силами.
Она получила все десять Таинств благодати и, по причине непостижимого обилия благодати, наподобие бесчисленных морских вод, может изобильно источать и источает всем с верою к Ней приходящим всякую благодатную помощь в бедах, скорбях и болезнях и во всяком обстоянии печальном находящимся. Приходи же к Ней с несомненной верой и упованием.
О христиане! Не обходите в молитвах своих Божию Матерь – наше Высокое, Чистейшее, Неоцененное Сокровище, Подательницу Божественной благости: вы много, много будете терять, если не будете смиренно и усердно призывать Ее. Мы, за премногие грехи наша, не имамы часто дерзновения пред Богом, а Она всегда имеет это дерзновение, как Матерь Его; и «много может моление Матернее ко благосердию Владыки».
Св.праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Когда Божия Матерь стояла при Кресте, то скорбь Ее была непостижимо велика, потому что Она любила Сына своего больше, чем кто бы то ни было может вообразить. А мы знаем, что кто больше любит, тот больше и страдает. По естеству человеческому Божия Матерь никак не могла бы перенести Своей скорби, но она предалась на волю Божию, и Дух Святый укреплял ЕЕ и давай Ей  силы перенести эти скорби. А потом, после Вознесения Господня, Она стала всему народу Божьему великим утешением в скорбях.
Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуется о любви Ее.
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).
«Мешают хульные помыслы»
Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть Сердцеведец и знает, что такие слова не наши, но врагов наших.
Презирая его, и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому единому послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем.
Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов; ибо причина и корень второго есть первое.
Преподобный Иоанн Лествичник (649).
Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других. Поэтому того и другого остерегайся, и хульные помыслы увянут.
Преподобный
Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).
Дух хулы мучит вас. Не только мысли хульные бывают и поражают, но слышатся слова в ушах. Бес… производит их. Делает он это для того, чтобы смущать вас и лишить вас дерзновения к молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли на какую0либо хулу, чтобы ввергнуть вас в грехи хулы, а потом в отчаяние.
Против сего беса первое – не смущаться и отнюдь не думать, что это ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем, против мыслей и слов – мыслить и говорить противно. Он внушает худое о святом, а вы говорите: врешь, лукавец; он вот каков…Так против всего – и все говорите, пока не отойдут.
Заключите так: буди проклят, хульник, и слова хулы да обратятся на главу твою! Ко Господу обратитесь с такою молитвою: душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю ими. Все всевает враг. Отгони его от меня!
Дух хулы притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас. Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове – противостоять ему.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Вас посещает неверие в Бога
Иногда все так ясно о Боге; а в другой раз попадешь в бездну неведения.
Святитель Григорий Богослов (329-389).
В обыкновенных предметах человеческих – узнал раз хорошо какой-либо предмет и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так: раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать от тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому, по временам, будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха.
Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. – Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! – Бог ваш поборник! – Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!
При помыслах неверия держись мысленно за Крест – и они оставят тебя. Также говори: «Я человек маленький, ничтожный, между тем как миллионы людей великих вседушевно верили в то, но что помыслы устремляются».
Св.праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
«За делами несущими некогда думать о Боге»
Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.
(Иов.15,31).
Предзрех Господа предо мною выну.
(Пс.15,8).
Я, Екклезиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме…Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!…
Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывший прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
(Еккл.1,3-6,12,14;2,4-11).
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
(Мк.9,36-37).
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется от вас.
(1Пет5,7).
Божье забудешь, и своего не получишь.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Богу молись, крепись, да за соху держись!
Утром Бог и вечером Бог, а полдень да в полночь никто же, кроме Его.
Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо ему не молвит; а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.
Божья тварь Богу и работает.
Русские пословицы.
Кто любит Бога, тот может помышлять о нем день и ночь, потому что любить Бога никакие дела не мешают.
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).
Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать.
Святитель Григорий Богослов (329-389).
На все житейское, земное, надо смотреть холодно, вопрошая себя, по Богу ли оно?
Иеромонах Арсений Святогорец (XIX в.).
Непоколебимая вера отсекает суетные попечения…
Преподобный Иоанн Лествичник (649).
Насколько возможно, не отдавайте работе своего сердца. Отдавайте ей свои руки, отдавайте ей свой рассудок. Не отдавайте сердца ничтожному, бесполезному. Иначе как оно потом взыграет о Христе? когда сердце во Христе, тогда освящается и работа. И сам человек сохраняет тогда внутреннюю душевную свежесть сил и испытывает настоящую радость.
Схимонах Паисий Святогорец (1924-1994).
Но и вам, занимающимся делами, почему бы не ходить в будни, по крайней мере, на обедню? Ужели дела ваши остановятся, если вы на какой-нибудь час или на два оставите их для того, чтобы сходить в церковь помолиться? Остановятся, может быть, на время, пока вы будете в церкви, но зато после пойдут еще лучше, успешнее.
Господь и временными благами благословляет тех людей, которые часто ходят в дом Его; Он и в житейских делах, и в мирских службах особенно помогает тем, кто при всех своих трудах и занятиях успевает бывать и на Его Божественной службе. Нет, не потому некоторые не ходят  в будни в церковь, что боятся, как бы дела у них не остановились, а не ходят, ленятся ходить, привычки не приобрели ходить.
Протоиерей Родион Путятин (1807-1869).
Даже и тогда, когда нужно бывает выслушать говорящего о чем, чтоб понять, в чем дело, и дать должный ответ, и тогда не забывай, между речью слышимою и говоримою, возверзать око ума на небеса, где Бог твой.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

Количество просмотров: 339.