О некоторых суевериях и их происхождении
Суеверие – Вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.
Слово суеверие было образовано от слов суе – напрасно, попусту и вера. Дословное значение этого слова: пустая вера.
Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека, — это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное значение о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и Ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбе с грехом, изменения образа жизни.
Суеверия не возникают на пустом месте. Происхождение многих из них покрыто мраком тысячелетий. Ряд их берет начало в язычестве, и в наше время они используются в качестве оружия сатаны. Этим оружием убивают всерьез, калечат судьбы, наносят непоправимый вред душе… Суеверия порождают страх, а демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха. Суеверные люди, иногда не осознавая, служат не Богу, а силам зла.
О вере в приметы
Вопрос. Если мне дорогу перебегает черная кошка – обязательно будет неприятность. Почему?
Ответ. Потому что в это верим. Господь, когда к Нему обращались, просили помочь, всегда спрашивал: «А веришь ли? По вере твоей будет». Хоть наша Россия и праздновала тысячелетие Крещения, дух суеверия, язычества еще остался. И народ верит: икнут – кто-то меня вспоминает; чихнул – правду сказал; в ухе зазвенело – известие будет; нос зачесался – к выпивке; ладонь – к деньгам; кошка дорогу перебежала – несчастье; паук опустился – известие будет; ложка со стола упала – женщина придет, а ножик – мужчина… И масса других примет. Каждому естественному проявлению мы придаем особое магическое значение.
О границах злотворных диавольских действий
Касательно бесов сложилось в народе много басен и поверий, которые вообще вредны для христианской нравственности, потому что приписывают бесам, с одной стороны, слишком великое могущество, а с другой – слишком обширное влияние на порядок природы и на судьбу человеческую. Человек ни за что гибнет, когда, считая себя беззащитным от диавола, отдается ему без всякого сопротивления или когда считает делом бесовским то, что в действительности есть дел священного, установленного Богом порядка природы. И чем следовать, на погибель себе, пустым басням и поверьям, гораздо лучше руководствоваться в жизни учением Церкви, которая, заповедуя нам остерегаться от злых духов, определяет их злотворным действиям истинные границы.
Только то добро ценно и неразлучно с благополучием, которое сделано нами по чистому нашему хотению при отвержении зла; добро необходимое, неизбежное не было бы добром нравственным и не вменялось бы нам в заслугу. Если, например, немой не злословит, престарелый хранит целомудрие – это не есть с их стороны заслуга, потому что их воздержание не соединяется ни с какими нравственными усилиями. Потому-то Божественная любовь, назначив нам вечное блаженство на небе, ведет нас к добру и явными, и тайными путями, не избавляя нас и от соблазнов ко злу. И диаволов-искусителей Бог допускает к нам не с той целью, чтобы вводить нас в грех и губить нашу вечную участь, а с тою, чтобы наши добродетели Были плодом посильной нашей борьбы со злом и чтобы таким образом открыть нам поприще нравственных заслуг. (свят. Иоан. Злат. В правосл. догм. Богосл. Макария § 110, II, 3).
Бесы, когда бывает это допущено по усмотрению Божию (Излож. Вер. Иоан. Дамас. Кн. II, гл.4), вселяются в человека, чтобы мучить его: таких печальных случаев много описано В Евангелии, да и среди нас видится иногда нечто подобное. Как должен смотреть православный христианин на это крайнее человеческое бедствие? Оно есть наказание человеку за грехи, попускаемое Богом с тем, чтобы грешник вразумился, покаялся и исправился. Это бедствие бывает с человеком всегда по поводу со стороны самого человека: диавол, по словам Иисуса Христа, вселяется только в такого человека, в котором находит для себя «жилище выметенное и убранное», т.е. подготовленное для диавола (Лк.11.26).Чрезмерная злость, необузданный гнев, распутство, пьянство, тоска, печаль, отсутствие ободряющего доверия к божественному промыслу и т.п. – вот какие состояния, как видно из опыта, диавол выбирает в человеке, чтобы в него поселиться. Диавол поселяется в человеке, конечно, для того, чтобы мучить его, довести его до смерти в грехах нераскаянных и погубить на всю вечность, но Бог устрояет иначе: человек, мучимый бесом, часть раскаивается в грехах своих и обращается к Богу, — и диавол делается орудием спасения этого человека, которого замысли погубить. Те же самопроизвольные жертвы диавольской лютости, которые своими нераскаянными грехами привлекают в себя вместо одного злого духа семерых злейших духов (Лк. 11,26), должны жаловаться в своих временных и вечных мучениях не на кого другого, а единственно на самих себя.
Земная жизнь наша и без того полна бедствий, страхов и печалей основательных и действительных; зачем еще обременять ее воображаемыми опасностями и страхами несуществующими? Если мы все еще находимся под неусыпным попечительным надзором всемогущего и вселюбящего Отца Небесного, что может сделать нам отверженная тварь – диавол? Для борьбы с грехом за свою участь нам нужны бесстрашие и нравственная бодрость, а трусость есть сама себе поражение. «Диавол зол для себя, а не для нас», — говорит св. Иоанн Златоуст. (В правосл. догм, богосл. Макария § 110, II, 4). Другое дело, если мы сами злы, — это действительно для нас страшно, но мы на каждом шагу жизни призываемся к покаянию у исправлению: о них-то более всего нам и надо позаботиться.
Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий
Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, — вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые Отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1)предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни,
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания каким бы то ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.
Виды суеверий
Самое распространенное суеверие – вера в сглаз
* Если кто-то заметил матери, что ее младенец красив или здоров, т.е. похвалил, то мать должна три раза облизать языком лицо младенцу, сплевывая каждый раз. Сглаза не будет.
* Нельзя делится своей радостью со знакомыми. Иначе радость уйдет.
Так называемый «Дурной глаз» — вещь, которую считают абсолютно реальной почти все категории населения: это и невесты, и бизнесмены… Молодые матери, не верующие в Бога, вообще объясняют все болезни их младенцев «сглазом». То какая-то старушка пыталась в колясочку заглянуть, то свекровь нехорошо посмотрела… Суеверие это берет свое начало от древних римлян-язычников. У них было даже специальное божество Фаскинус, которое защищало от глазастого зла. Угождали ему следующим образом: при любой прозвучавшей похвале здоровью, красоте и всему такому желанному следовало категорически отговариваться и обязательно отплевываться. Вообще восходит все это к древнему убеждению в мистических способностях глах как таковых.
Но не правильнее ли защищаться от всех враждебных нам сил крестным знамением, молитвенным обращением к Богу, а не суеверными плевками и ругательствами?
Так как же избавиться от порчи?
Во-первых, забыть о ней. Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посетившие нас, происходят от греховной жизни и есть действие благодати Божией, призывающей к покаянию. В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с искренним желанием исцелиться от всех грехов, с намерением воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.
Гадание по Библии (где развернется), а также употребление суеверных молитв и заклинаний
Слово Божие и слова из церковных молитв ставить наряду с гадательными книжками или картами – вовсе не допустимо. В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъяснили для человека желаемый вопрос. Оно дано человеку (между прочим, и с предсказаниями будущего) только для спасения души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В Номоканоне (при большом требнике) сказано: «…Суду подлежат…иже ключи во псалтирь влагают, оттуда ложная ведающее…иже (употребляют) молитву нежита (или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговаривание истекающей крови)…вся сия от бесов действуются» (ст.20).
Вера в талисманы (таинственные предохранения от болезней и других злополучий)
У православного христианина есть крепкие защитники от напастей. Это – нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением; это святые иконы, это – ангел-хранитель. Носить же или хранить такие вымышленные вещи, как, например – «сон Пресвятой Богородицы» или «письмо, найденное в Иерусалиме», полное всяких нелепостей и жалкого суеверия; а также надевать на детей «ладанки», для предохранения их от болезней и «лихого глаза» бумажки с какими-либо текстами или амулеты (например, цепочки, шнурки и клыки, или шерсть с медведя) – все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя «узы душ». За этот грех даже полагается извергать из Церкви (Лаодикийский собор, 36).
Вера в домовых, водяных, леших, ведьм и прочих
Несомненно, злые духи существуют и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств о них в слове Божией и по собственному опыту борьбы с ними, если он стремится к большей чистоте жизни. Но «домовых», «русалок» и прочих нет. Это вымысел и разные олицетворения языческого мира. Верить в домовых и бояться их, значит «в христианстве язычествовать»; Кое же согласие Христовы с Велиаром? (2Кор. VI, 15). Отсюда грех также называть кого-либо в гневе ведьмой («старой») или лешим.
Вера всяким снам опасное и грешное дело
В одной обители был инок, украшенный всеми добродетелями, и за то уважаемый братией. К несчастью, инок верил всякого рода сновидениям, и враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на него; дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремнет, демон начинал показывать ему сновидения, сначала безвредные, чтобы тем больше обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец, увидев, что заблудший старец всему верит, дух тьмы в одну злополучную ночь представил ему «будущую жизнь», изобразив, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует еврейский народ, и Бог Отец указывая на них перстом, говорит :«Вот чада Мои!» Старец от ужаса пробудился и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой («Пролог», февр. 26 дня)
Как христианин должен относиться к сновидениям
Во-первых, говорим, не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещает людей через Моисея не гадать по cнам (Лев XIX, 26). Безрассудные люди, говорит Сирах, обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами; кто верит снам, тот подобен обнимающую тень или гонящемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале (XXXIII, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему.
Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значения и на которые надобно обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу приснилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу; сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался там правителем. И когда в Египет приехали отец и братья его, то должны были кланяться ему и и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных, то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифа умерли бы голодной смертью.
Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям
1. Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим на небо и отклоняющим нас от дороги в ад.
Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (Иов. ХХХIII, 14 -18).
«Когда увидишь во сне образ креста, — учит преподобный Варсонофий, — знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его, и не верь своему помыслу».
2. Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается неважных, безразличных предметов, то нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои дела. Будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть греху.
3. Если, наконец, сон влечет человека ко греху, то он следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, лил же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.
Чрезмерная вера в предчувствия
Предчувствовать какую-либо чрезвычайную перемену в жизни, а особенно смерть, человек может. Но, по большей части, предчувствия бывают обманчивы, потому что способность их утрачена через грехопадение Адама, потому что они происходят часто от изнеженной жизни или от расстроенного воображения. Итак, на основании их окончательно решать свое или чужое будущее не следует, и тем самым вводить себя в напрасный страх или же в ложную радость. Это значило бы забыть о Промысле Божием, который управляет жизнью нашей и который по своим премудрым и благим намерениям может и предотвратить от нас самую очевидную беду, как, напротив, совсем не оправдать предчувствуемой нами радости. Езекия по тяжкой болезни своей должен был умереть, и – не умер. Аман наперед радовался торжеству своему над Мардохеем, но предчувствие не сбылось. Не торопитесь верить в предчувствия.
Верование встречам и другим приметам
От Господа исправляются стопы мужу (Притч. ХХ, 24). Вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни своей здравым рассуждением, суеверный человек ставит свои успехи или же неудачи в делах в зависимость от различных примет. Некоторые считают: встреча со священником или с человеком, несущим пустые ведра, несчастлива; понедельник для начинания дел тяжел; третья горящая на столе свеча опасна, 13 человек за столом тоже, а нечаянно погашенная свеча предвещает гостя; нельзя дарить острые предметы и т.п. Если подробно всмотреться в эти предметы, то для многих суеверий найдутся простые исторические или живые практические основания, а для всех вообще предрассудков – ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. Христианину нужно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет.
Народные суеверия относительно святых, таинств Церкви и объяснение их нелепости
При святом таинстве крещения
По чиноположению церковному почти вслед за крещением младенца положен обряд подстрижения волос. Известно, что при этом дается восприемнику «воск для закатывания в него отрезанных волос новокрещеного; этот воск восприемник должен бросить в купель с водою. Едва только священник совершит крещение и все обряды при нем, как восприемник немедленно с напряженным вниманием смотрит в купель, нетерпеливо желая узнать, не потонул ли брошенный им воск. Здесь надо заметить, что хотя воск по физическим законам легче воды и никогда не может потонуть в ней, но восприемника может ввести в заблуждение первый момент падения воска, брошенного иногда с силою и с довольно порядочной высоты. Плохо, если этот самый момент замечен будет восприемниками. Они передают об этом родителям младенца, и так как это указывает, по их мнению, на недолгую жизнь ребенка, то родители с этого времени начинают особенно заботиться о нем, лелеять его, смотрят на него не насмотрятся: «Еще посмотрю на нашего милого, говорит опечаленная мать, — может быть он скоро умрет!» Такое неприятное впечатление с трудом и не скоро может изгладиться у родителей.
Относительно священства
Многие не сознают важности священного сана и не имеют достаточного уважения к лицам, носящим его. Идет, например, священник по улице в дом своего прихожанина, может быть, для напутствования больного. Встречаются ему множество людей, едущих или идущих по улице с каким-либо делом: «Ну, братцы, говорит один из них другому, от испуга заметно меняясь в лице, — поп идет нам навстручу – будет неудача». Или в том же роде: «Поп перешел нам дорогу – не будет проку в нашем деле». Руководясь таким суеверным помыслом, некоторые, к стыду своему, без зазрения совести, не сделав священнику учтивого поклона, как бы с сердцем говорят ему, когда он намеревается перейти дорогу: «Погоди, батюшка, я пройду, а потом ты!» Священнику, знающему суеверие народное, конечно, понятна цель такого предупреждения. Иные же , завидев издали идущего навстречу священника, с негодованием возвращаются домой. Такова духовная слепота народная1 Почему бы, проходя мимо священника, особенно идущего со Святыми Дарами для напутствования больного, с благоговением не снять шапку и, сделав ему учтивый поклон, хотя бы пред Святыми Тайнами, на груди его сокрытыми, не принять от него благословения, тогда и Господь благословил бы через священника их предприятия и увенчал бы успехом.
При таинстве брака
При этом таинстве со стороны священника требуется большая осторожность, чтобы при обручении не уронить перстень которого либо из них, так как, по поверию народному, это будет означать, что то лицо, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет. Если же кто-либо сам из брачующихся уронит свой перстень, то священник может избавиться от косых взглядов и неласковых слов и нередко колких упреков со стороны родителей и родных новобрачных. Если же он уронит перстень, то это приписывается уже непосредственно действию Промысла Божия, а вступающим в брак остается только с покорностью воле Божией ожидать горьких последствий такого нечаянного случая, ими же самими придуманного.
Точно такое же значение приписывает наше простонародье и тому обстоятельству, если у которого либо из брачующихся свеча сгорит быстрее. По их мнению, то лицо, у которого свеча более сгорела, умрет скорее того, у которого свеча сгорела менее.
При таинстве елеосвящения
К совершению этого таинства, по-простонародному «соборованию маслом» больных, многие вовсе считают ненужным прибегать или прибегают только тогда, когда уже не остается никакой надежды на выздоровление больного, и даже нередко тогда, когда он находится без чувств. Причина этого заключается в суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть. Если же соборованный больной выздоровеет, то каждый встречающийся с ним, должен сделать ему низкий поклон как полуумершему или почти что выходцу с того света.
Другие же, напротив, считают, что всякий непременно должен собороваться; но при этом также верят, что оставленное по окончании соборования кадило, или другая какая какая-либо церковная вещь, будет означать, что больной не встанет. Дым от потушенных свечей выходящий в двери, может означать, что больного будут выносить умершим, если же, напротив, дым пойдет вверх или к окнам, то больной выздоровеет. С недоверием слушают они внушение священника о том, сто таинство елеосвящения есть одно из благодетельнейших таинств святой Церкви, которое она, как чадолюбивая мать, установила совершать над больными для их выздоровления от болезней не только телесных, но и душевных (т.е. от грехов) и что все молитвы этого таинства содержат моление о здравии больного и о прощении грехов его.
Против суеверия, будто понедельник – день несчастливый
Святая Церковь, как положено в церковном уставе, в понедельник каждой седмицы правит службу бесплотным Силам. Почему в ряду дней седмицы, в каждый из которых совершается воспоминание тех или других святых, или целого разряда святых, бесплотным Силам, т.е. Ангелам, посвящен первый после воскресения день – понедельник? Потому что по высоким достоинствам своей природы и по неизменной святости они в ряду тварей, за исключением Богоматери, честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, занимают первое место, да и прежде прочих тварей получили бытие. Это первенцы в порядке сотворенных существ.
Но, отличаясь от прочих седмичных дней как день, посвященный особенному призыванию и прославлению бесплотных Сил, понедельник сам по себе как известный период времени ничем не отличается от других дней. Это так ясно, так само собой понятно, что не следовало бы упоминать об этом, если бы нам не было известно предубеждение многих, даже и православных, против понедельника: они в ряду семи дней недели различают дни хорошие и плохие, легкие и тяжелые. К тяжелым дням они причисляют понедельник вместе со средой и пятницей. Понедельник, говорят, черный, тяжелый день. В понедельник нельзя ни за что важное приниматься – удачи не будет, нельзя никуда выезжать. В понедельник давать деньги – всю неделю расходы и т.п.
Страх в понедельник, как день тяжелый, начинать какое-либо дело, кроме того, что ничем не оправдывается и противен здравому смыслу, оскорбителен для Бога, ибо с каждым днем обновляется милость Божия к тварям, и ни одного дня в седмице Он никогда не отмечал неизгладимою печатью Своего неблаговоления. Прочтите сказание Моисея о сотворении мира – вы увидите, что Господь все дни творения благословил, и в числе их второй день, соответствующий нашему понедельнику. В этот день Он создал твердь, т.е. раскинул над землею голубой небесный свод, словно шатер, разделив воды под твердью от вод над твердью, через что открылась удобная среда для движения воздуха и для распространения света.
Итак, если кто паче чаяния верит в существование дней тяжелых и боится понедельника как одного из таковых, то да раскается в этом заблуждении и отложит суеверный страх.
Рассказы с назиданием против гаданий
Ухищрения диавольские настолько многи и разнообразны, что простому человеку их трудно понять, даже многие опытные старцы и подвижники были прельщаемы вражескими ухищрениями и падали в тяжкие грехи. А потому святой апостол Павел в послании своем к Коринфянам, предостерегая от лжеучителей, сказал, что иногда и сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды. (2Кор. XI, 14, 15). О каких явлениях сатаны в виде ангела светлого и о каких его служителях говорит апостол? Конечно, понять все это простому народу трудно, а остерегаться от прелестей диавольских еще труднее.Святой апостол Павел говорит о том, что сатана для прельщения благочестивых людей может иногда являться к ним в виде светлого Ангела, под предлогом добрых дел может их искушать, ввести в величайший грех. Люди злые, в которых вселился злой дух, являются служителями духа злобы и исполнителями воли сатаны. И вот они по научению злого духа для прельщения простых людей могут казаться благочестивыми, принимая на себя вид служителей правды. Таких прельстителей много среди народа, и опознать их трудно.
Братия православные! Нам, христианам, никогда не должно ворожить, даже в шутку, ни на картах, ни другими какими способами; это дело бесовское. Если кто будет ворожить или гадать для шутки, незаметно для него враг может действовать через это, видимо ввести его в заблуждение , привить ему привычку гадать и ворожить, за что может вселиться в него нечистый дух, и таковой может сделаться настоящим ворожеем, лжепророком, орудием бесовским, а впоследствии в нем может действовать диавол.
Ворожба (Лев, XX, 27; Втор. XVII, 10-12, Гал. V, 20;1 Тим. IV, 1) есть великий грех, мерзость перед Богом. Ворожей и ворожейка, если не перестанут ворожить, гадать и не покаются в этом, не могут спастись. Те, которые верят ворожеям, ходят к ним с вопросами, также не могут спастись, если не покаются. Они погибнут, как погибли Саул и сыновья его, как сказано: Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал перед Господом, за то, что не соблюл слова Господня обратиться к волшебнице с вопросом, а не взыскал господа. За то Он (Господь) и умертвил его (1 Пар. X, 13-14).
Родители, мужья и родственники! Вы должны удерживать детей, жен и ближних своих, чтобы они не ходили с вопросами к ворожеям-знахарям! И вы, отцы, матери, мужья и родственники, можете погибнуть за грехи своих семейных и сродников, как погиб сын Саула Ионафан за то, что мог отвести отца своего от волшебницы-ворожейки, но не отвел; за это он первый был убит филистимлянами.
Братия христиане! Бойтесь Бога, не гадайте и не ворожите ни на святках, по обычаю необузданных людей, ни в простое время; не ходите к знахарям ворожить и спрашивать – это великий смертный грех, мерзость пред Богом.
Против веры в судьбу
Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.
По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Многие верят; что судьбою для всякого человека безусловно предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия; и как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли. И сколько человек ни старайся – ему нечего изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена пословицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть, тому не миновать», «на роду написано». Это поверье существует не только в темном простонародье, но и у людей образованных, от которых приходится иногда слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок в жизни».
По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исайя на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога – объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божии походили на неумолимый рок или судьбу?
Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.
О грехе волшебства
К разряду грехов против первой заповеди принадлежит волшебство, когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и, большей частью, злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом, в грехе волшебства виновен тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами.
Обращаться к волшебникам – великий грех. Сам Бог через пророка Иеремию говорит следующее о тех людях, которые обращаются за помощью к волшебникам: «не слушайте… волхвующих вам… ни чаровании ваших, ни обаятелей… яко лжу прорицают тии вам (Иер. ХХVII, 9 -10); а святые отцы и правила Святых Соборов отлучают от общения церковного как самих волшебников, так и тех, которые ищут у них помощи. Вот что сказано о таких людях в Правилах Вселенских и Поместных Соборов (VI Вселенский Собор, правило 61): «Предвющиеся волшебникам… дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии». И святой Василий Великий учит: «Облакогонители, гадатели подлежат шестилетней епитемии; закосневающие в сем извергаются из Церкви; покаявшийся в волшебстве подлежит епитемии». Правила святой Церкви называют их идолослужителями, скверноубийцами и льстецами: «Чародеи и волшебство творящии суть идолослужители и скверноубийцы вси; и льстецы произволением». Святой Иоанн Златоуст учит: «Аще и Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися».
Вообще, волшебство отделяет нас от света Христовой истины, от послушания святой матери Церкви, стесняет нас в нашей деятельности, ослабляет нашу веру в Промысел Божий, в силу молитвы христианской, ослабляет нашу надежду на предстательство святых угодников Божиих, одним словом, держит нас в оковах язычества. Все это побуждает христиан чуждаться этого жалкого наследия языческих времен. Аминь.
Об астрологии
Известный христианский философ Тертуллиан (II – III вв.) писал: «Среди ремесел мы выделили бы некоторые занятия, которые прямо повинны в идолопоклонстве. Об астрологии и говорить нечего… Не стану говорить о том, что астролог почитает идолов, чьими именеми он расписывает небо и которым приписывает все Божие могущество, так что люди больше не считают необходимым обращаться с просьбами к Богу, думая, что нас направляет непреклонная воля звезд. Скажу лишь, что идолы эти – ангелы – богоотступники, вступившие в связи с женщинами и также изобретшие эти искусства, а потому проклятые Богом. О, мудрость Божия, достигающая до самой земли, свидетельством чего являются даже люди, не уразумевшие истину! Вот уже изгоняют звездочетов, как и их ангелов. Рим и вся Италия запрещены звездочетам, так же, как небо – их ангелам. Одно и то же наказание – изгнание – определено и учителям и ученикам!
Ничего-то ты не ведаешь, астролог, если не знаешь, что должен стать христианином. А если бы знал, то знал бы и то, что нечего тебе заниматься этим делом. Оно само открыло бы тебе свою опасность, как другим возвещает опасность с помощью таблиц. Нет тебе в сем части и жребия (Деян. VIII, 21). Что Царству Небесному до того, что чей-то палец или чья-то линейка блуждают по небу?
Суеверия и предрассудки в наши дни
Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили еще большее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по «И Цзин» (Книге Перемен») до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.
Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы: во-первых, приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданности всей жизни; во-вторых, отвлечь человека от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнать волю Бога о себе, оторвать от сыновей привязанности к Богу, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господа. Большинство предсказателей предлагают «спасительные рецепты», которые все больше подчиняют жизнь человека «князю мира сего». Пропаганда оккультного, теософского, ре-рихианского, йогического, даосского, буддийского, тантристского и многих других мировоззрений отторгает человека от Бога. Особая опасность грозит современному человеку от проявления неоязычества: знахарей, экстрасенсов, биоэнергетиков, йогов, цигунистов и явных колдунов. Между знахарством, магией, экстросенсорикой и колдовством по сути нет разницы. Во всех этих случаях «целитель» призывает и использует силу, которую, как он считает, можно получить от звезд и духов, деревьев, растений, камней и других окружающих нас предметов. На самом деле, все подобные «биоэнергетики» сами становятся игрушками в руках диавола. За некоторую силу и знание, которые он дает им, колдуны и знахари расплачиваются своими душами и душами тех, кого они очаровывают. Слово «очаровывают» не случайно. Такие врачи обычно очень обаятельны. Они притягивают к себе людей, в буквальном смысле слова зачаровывают. В то же время не нужно путать – знахарство с гомеопатией и с использованием народными лекарями полезных свойств и минералов, с лечением массажем и гимнастикой, которые могут предотвратить многие недуги.
В любом случае необходимо быть предельно осторожным и перед посещением «народного целителя» побольше узнать о нем, разобраться в истоках его «лечебного искусства». Даже использование «врачевателем» молитв, креста и наличие в его доме икон не могут служить гарантией того, что перед вами подлинный врач, а не шарлатан, или, что еще хуже – сатанист. Конечно, всегда лучше посоветоваться со своим духовником о намерении посетить такого «целителя». Вспомните слова Спасителя: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объвлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф. VII, 22 -23).
Дар исцелений дается очень немногим православным людям за подвижничество, святую жизнь и по особому Божиему определению. На подвиг исцелений, а особенно изгнания злых духов, священник получает обязательно благословение старцев и церковной иерархии, которые подтверждают Божественное происхождение этого дара у человека.
Суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь, от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное.
Нужно помнить, что суеверия – это, зачастую, наши забытые детские страхи и фантазии, которые временами выплывая из области подсознания, уродую жизнь человека, являясь в разных формах в ложных символах и действиях.
Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия! И так как мы знаем, что суеверие начинается в людях с младенческого возраста, то наш долг так воспитывать детей, чтобы юная душа их не заражалась суеверием. Пусть дети с малых лет приучаться любить Церковь, прибегать к Богу с молитвою, в церковных обрядах и священнодействиях видеть спасающую силу. Пусть дети с юных лет приучаются иметь правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру: тогда душа их не заразится суеверием, тогда не побоятся они ничего, выдуманного глупостью людской. Они будут бояться только гнева Божия, будут думать только о том, как бы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной.
Как защититься от диавола?
Если человек верит в негативные предсказания и в проклятия, то он в любой ситуации будет искать угрожающие признаки – одним словом, сам выроет себе могилу.
Надежда на Бога и благовейная молитва с крестным знамением – наилучшее средства к ограждению себя и своего дома от действия злых духов. Оружием против демонов являются также молитва и пост. Христос Спаситель сказал: нечистый дух не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). «Кто молится с постом, — учит св. Златоуст, — тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося».
Св. Иоанн Лествичник говорит: «Враги не захотят быть свиделями того, что ты, посредством своей молитвы с ними сразившись, получил венец, и потому молитвою твоею они, как неким огнем будучи опаляемы, прочь от тебя отступят» (Степ. 28). А св. Василий Великий о силе поста учит: «Пост – надежное ограждение души, оружие воюющим, он прогоняет искушения». В Четьих Минеях читаем, что на св. мученицу Иустину диавол делал частые нападения, но не мог победить праведницы. Однажды она стояла на молитве и в это время почувствовала в сердце наплыв нечистых беззаконных пожеланий; праведница удивлялась такому греховному движению в себе и стыдилась этой нечистоты. Но мудрая Иустина скоро поняла, что это искушение ей приходит от диавола: она начала поститься и молиться Господу Богу – и своими молитвами и постом посрамила и победила врага.
Еще одним средством нашей борьбы и победы над диаволом есть смирение. Сам бес некогда признался св. Антонию, что тот одним смирением побеждает его, как повествуется в его житии. Авва Дорофей пишет: «Когда св. Антоний, увидев распростертыми все сети диавола, — вздохнул и вопросил Бога: «Кто же избегнет их?» — тогда получил ответ: «Смирение избегает их»».
Также против демонов действенно стяжание дара рассуждения духов ( различия духов, 1 Кор. 12, 10). Без него воздействие диавола легко можно принять за доброе внушение от Ангела или от Бога, как это и случалось со многими подвижниками.
Есть еще могущественное оружие против бесов – это помощь святых. В «Прологе» читаем такую историю. Когда св. Андрей вступил на подвиг юродства, тогда сатана с такою силою напал на него с подвластными ему бесами, что Андрей думал: настал его последний час. И вот , находясь в отчаянном положении, он воскликнул: «Святый апостоле Иоанне Богослове, помоги мне!» После этих слов ударил гром и послышался голов многих людей. И явился старец с грозными очами, лицо которого было почти так же светло, как солнце, явилось с ним и множество людей, одетых в ризы белые. И сказал старец с гневом к бывшим с ним: « Горе нам в час сей, в который мы так обманулись. Грозен Иоанн и жестоко хочет нас мучить». А за этими словами послышались уже и вопли бесовские: «Помилуй мя» и «Помилуй нас!» Потом скрылись люди, одетые в белые ризы, исчезли также и демоны. Явившийся старец сказал Андрею: «Видишь, как я скоро пришел к тебе на помощь, и знай, что я весьма забочусь о тебе. Будь же терпелив и терпи без ропота все. Уже недалеко то время, когда получишь полную свободу и будешь ходить по своей воле везде, где тебе будет угодно». Андрей спросил: «Господин мой, скажи кто ты?» Явившийся отвечал: «Я тот, который возлежал на честных персях Господа». И, сказал это, скрылся от очей Андрея, который затем прославил явленную ему великую милость Божию.
Вот оружия против начал, властей и миродержателей тьмы века сего, духов злобы поднебесных! «Противитеся же диаволу, и бежит от вас» (Иак. 4, 7).
Отличие церковной веры от суеверий
Чем же вера церковная отличается от суеверий? Если отвечать кратко, то можно сказать так – вера церковная – явление положительное, а суеверие – отрицательное. В вере всегда сохраняется свобода. Бог не отнимает у человека дарованную ему свободу, и Сам Господь действует свободно, все даруя нам для спасения по великой Своей милости. В суевериях же, напротив, — все детерминировано, поэтому суеверия легко подстраиваются под науку. Бог долготерпив, многомилостив, но и справедлив, как Отец небесный. Наши молитвы к Богу и соединяемые с молитвами священнодействия – это доброхотные словесные обращения и свободное служение детей Божиих, а не магические слова и действия, которые суеверные люди думают подчинить себе какую-то таинственную силу, а в результаты сами теряют духовную свободу и попадают в зависимость от темных и злых сил.
Чтобы избежать суеверий, надо хранить веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего худого не случиться. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и от соблюдения заповедей Божиих. Он считает, что его благополучие или неблагополучие зависит от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий. Видов и проявлений суеверий не счесть!
Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за «знания» и за «помощь», полученные с черного хода, все равно надо будет платить. Если помнить об этом, то легче миновать многочисленные сети суеверий.