24.02.2019 г. Заседание православного лектория.

24 февраля  2019 года состоялось очередное в 2019 г. заседание православного лектория, организованного общиной храма в честь святителя Луки Крымского и мученицы Валентины.

Тема заседания : «Неделя о блудном сыне ».

В первой части заседания с толкованием притчи о блудном сыне выступил настоятель Храма протоиерей Иоанн ( Полещук ).

Продолжил тему Игорь Спасский.

Основные тезисы выступления :

1. Ключевые слова самость и личность (персона).
Ли́чность (лицо) — 1) (в богословии) разумно-свободная ипостась(индивидуум) (Божественное Лицо, конкретный ангел, конкретный человек, конкретный демон, дьявол); 2) (в психологии) совокупность устойчивых качеств, характеризующих индивидуальный психологический и социальный облик человека.

Личность предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь.
Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности.

Раскрытие тайны личности в тайне Пресвятой Троицы.

Пытаясь определить данное понятие в рамках православной педагогики, необходимо уяснить, как понимали человеческую личность отцы Церкви и другие православные богословы. Трудность заключается в том, что богословие, и особенно святоотеческое, не знало этого понятия. «Я же лично должен признаться в том, – писал В.Н. Лосский, – что до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко. Тем не менее, христианская антропология существует как у отцов первых восьми веков, так и позднее, как в Византии, так и на Западе, и не стоит говорить о том, что это учение о человеке относится к его личности. Да и не могло бы оно быть иным для богословской мысли, обоснованной на Откровении Бога живого и личного, создавшего человека «по Своему образу и подобию» (6. 106).

В тайне Пресвятой Троицы пытались раскрыть православные богословы и тайну человеческой личности. Чтобы выразить общую для Трех реальность, «разделяя между Тремя неделимое Божество», как говорит Григорий Богослов, отцы выбрали слово «усия»,философский термин, означавший «сущность». Это слово подчеркивало онтологическое единство Божества. Никейский собор для обозначения сосущности Отца и Сына использовал термин «омоусиос». Омоусиос, выражая тождественность сущности, соединяла два различных Лица, не поглощая их в этом единстве, ибо утверждение кого-то как омоусион по отношению к другому предполагает сопоставление этого одного не с самим собой, а с кем-то другим. Необходимо было утвердить эту тайну «другого». Античная мысль, которой было чуждо одновременное утверждение онтологического единства и как бы распадение бытия в «другом», не имела в своем лексиконе какого бы то ни было обозначения личности. Надо сказать, что ни один философский термин не в силах выразить всю тайну Божественного бытия. Латинское «persona» обозначало ограничительный, обманчивый и, в конечном счете, иллюзорный аспект индивидуума: не лицо, открывающее личностное бытие, а лицо-маска существа безличного. Отцы предпочли этому слабому и обманчивому слову другое, строго однозначное – «ипостась». В обыденном обращении это слово значило «существование».Практически «усия» и «ипостась» были вначале синонимами: оба термина относились к сфере бытия; сообщая каждому из них отдельное значение, отцы могли впредь беспрепятственно укоренить личность в бытии и персонализировать онтологию

2. Единство духа, души и тела в человеке;
3. Метафорический образ самостной оболочки и внутреннего тока жизни в виде зерна;

Дроздов С.Н. прочел рассказ Пришвина М.М. «Моя Родина» из сборника «Кладовая солнца».

На вопросы слушателей настоятель Храма протоиерей Иоанн (Полещук) дал обстоятельные ответы.

Количество просмотров: 16.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий