«Православные пишут…» . Эссе «Путь». Автор Игорь Резник.

Путь

Едва открыв глаза, и первый раз увидев мир, ребенок отправляется в Путь, ведущий в вечность. Любопытно, – это понятие, название которому проще не придумаешь, а каков его смысл, и почему мы все в пути, но при всем разнообразии направлений, конечная точка та же? А, если, она не конечная, а бесконечная, то, как важен смысл нашего земного пути, как он влияет на наше продолжение? И таких вопросов, связанных с этим простым словом, может быть задано, очень много. А сущность человеческая такова: если есть вопрос, то мыслящий человек ищет ответ и, найдя его, ликует.

Казалось бы, чего проще – открой словарь Ожегова, и, без особых проблем, все варианты значений этого, на вид простого, слова, предстанут пред тобою, как открытая книга. Известный русский филолог потратил жизнь для толкования всего набора русских слов. Он наверняка подозревал, что каждое слово, помимо его физического смысла, имеет еще и душу. Однако, 64-ех прожитых лет было явно недостаточно для постижения таких глубин, и он ограничился словарем, который поможет всем желающим понять смысл его толкований.

Когда пришла мысль раскрыть глубины слова «путь», я понял, что необходимо отделить значение, этого слова, выражающее механический смысл, звучащее в форме вопроса: «Куда путь держите?». Или информационные: «К Вашим услугам воздушные и водные пути, и там же, железнодорожные или автомобильные». Или, например, сообщение о том, что идет ремонт путей, или выстроен подземный переход. Тут слово «путь» не требует особых толкований: купил билет, и точно знаешь место и время прибытия.

Значительно сложнее и глубже произносится «путь» в таком сочетании, как: «провожают в последний путь». Веселее звучит: «желают счастливого пути». Грустно, когда о человеке, потерявшем жизненные ориентиры, говорят: «он оказался на обочине пути». И, наконец, самое важное значение приобретает слово «путь», когда начинается «поиск к истине», выходишь «на путь к истине», или направляешь кого-то «на путь к истине».

Я умышленно не поленился и перечислил многообразие вариантов одного слова, которое, по сути, сопровождает каждого из нас от момента рождения и до перехода. Мне почему-то кажется, что поиск истины, – одна из самых сложных и никогда не досягаемых вершин. И, если пришло в голову понятие «вершин», то, думаю, что для удобства нашего понимания, пожалуй, можно использовать вершины гор, расположенных на разных высотах.

Совсем малыш может прийти в восторг (а еще в большей степени его родители), когда поднимется на пригорок. А сами родители с гордостью могут сказать: «Я побывал на Эльбрусе!». И только очень немногие, но очень устремленные говорят: «Мы готовимся покорить один из восьмитысячников», имея ввиду одну из нескольких вершин, расположенных в заоблачных высотах, и за свои миллионы лет существования увидевших единицы отчаянных ее покоривших. Встречаясь с президентом Федерации альпинизма Украины, Валентином Симоненко, я слышал рассказы о том, что только у самых устремленных и самых чистых духом, возникает мечта: покорить отметку выше 8 тыс. м, и при том, для них не секрет, сколько смелых сложили головы на этих вершинах.

Само слово «покорить» не совсем точно отражает суть, – покорить вершину невозможно, к ней можно прикоснуться, а сделать ее покорной – это только мечта.

Я хочу сразу предупредить всех знакомящихся с моим изложением – я не гуру. Эта тема для меня полузакрыта, как и для всех. Я не дам никому ни одного совета, а, рассуждая вместе с вами, сам мечтаю понять пройденный и предстоящий свой путь и направить его в сторону истины. А не дам совета не потому, что жадный, или недоброжелательный, а потому, что каждый человек – это индивидуальность, претендующая на свой путь и свои рецепты восхождения. Но, при этом, я готов делиться собственным опытом и своими соображениями со всеми желающими меня услышать. Уверен, наше взаимное стремление поможет каждому из нас найти свой путь.

Первые шаги малыш делает неосознанно, – они определены советами родителей, и тут очень важно понять, что закладываемый фундамент будет определяющим на долгие годы. А отсюда и огромная ответственность тех, кто не только зачал, но и находится в ожидании достойного продолжения. В этой связи вызывает огромную озабочен-ность неустойчивость брачных уз: меньше половины браков проходят испытание временем. А по сему — не сохранившие семью, закладывают первую бомбу замедленного действия.

Отцу, ушедшему из семьи, объяснить ребенку, что путь к истине базируется на чувстве любви, уважения, ответственности перед будущим, очень сложно. Такой отец, как правило, перестает быть для малыша кумиром, авторитетом, чьи советы полезно исполнять. У ребенка формируется искаженное представление о самом святом, и нужно приложить значительные усилия для компенсации этой потери. Трагедии нет, когда рядом любящая мать, обожающие бабушки и дедушки. Они компенсируют потерю и удерживают дитя в колее восхождения.

Я не хочу драматизировать, и сообщать статистические данные, когда оба родителя, подверженные алкогольному, или наркотическому опьянению, забывают о главном, и сотни тысяч детей превращаются в бездомных, становясь заботой государства, которому в силу разных обстоятельств, не до этого. А как итог – переполненные тюрьмы, наркологические кабинеты и искалеченные души. Это как раз тот случай, когда можно сказать, что эти дети выброшены на обочину пути.

Ребенок подрос, он приближается к моменту осознанного поиска истины. Причем, понять, что есть истина и к чему необходимо стремиться, он точно не знает, а те, кто рядом (родители, педагоги, друзья), хотели бы оказать содействие, но у них самих понимание истины может отличаться по всем параметрам. Тут, на мой взгляд, существует, причем, весьма условно, два варианта развития событий: одна половина общества – это люди верующие, духовные, сориентированные на библейские истины. Это в равной степени относится ко всем религиозным направлениям: и тут Тора, Коран и Библия друг другу не противоречат. Вторая половина человечества, не уступающая по численности, имеет свое, принципиально отличное, представление об истине, отсюда, и путь другой, и, при одинаковом сочетании слов «путь к истине», тут только слова одни и те же, а по смыслу – ничего общего.

И, все же, не смотря на диаметрально противоположный смысл сочетания «путь к истине», для каждой из этих половин, советы для подрастающих на словах звучат одинаково. Но ребенок не глуп, он внимательно прислушивается к рекомендациям «не укради», «не лжесвидетельствуй» (и далее по тексту все десять заповедей), и не менее внимательно присматривается к поведению и рассуждению дающих эти рекомендации. Он делает для себя очередное открытие о существовании двух половин, одна из которых идеализирует духовную суть, не только на словах, но и по жизни, а для другой, вершиной мечты и главным богом является богатство, часто приобретенное не «благодаря», а «вопреки».

Я почему так подробно описываю технологию влияния, – да потому, что взрослеющий человек, с одной стороны, слышит, а с другой – видит (и часто, другое), а под влиянием этих двух факторов, иногда противоречивых, он должен сделать выводы и определить свой путь и свой идеал.

Думаю, что итогом моих рассуждений может быть формула: идеал человека определяет суть его индивидуального пути к его истине. Отсюда, задача воспитателя – привить любовь к тому идеалу, который обеспечит мечтаемый путь, и может это сделать только тот, кто сам находится на истинном пути, или к нему стремится. На мой взгляд, период перехода во взрослую жизнь является самым сложным в определении смысла истинного пути.

Огромное количество соблазнов ориентирует на меркантильные цели. Хочется жить не хуже всех, достойно одеться, увидеть жизнь за рубежом, жить не в наймах, а в собственном доме. И ужас весь в том, что границ этому нет, а условия достижения цели крайне ограничены, и путь достижения цели, как правило, очень далек от праведного. Возникает внутренний конфликт между теми наставлениями, которые получил от взрослых, и собственными желаниями. Мало того, очень часто понимаешь, что советчики сами не безгрешны. Возникшее раздражение становится поводом для появления поговорки «не учи меня как жить, лучше помоги материально».

С этими двумя стандартами: с одной стороны – желание жить праведно, а с другой – это реалии жизни, находящиеся в полном противоречии, проходят долгие годы жизни.

И наконец, человек взрослеет. Он начинает терять близких. Тем, кому удается разбогатеть, уже понятно, что с собой ничего не возьмешь; все чаще приходит в осознание понимание того, что Александр Македонский не зря был похоронен развернутыми ладонями к верху. И, наконец, главное – человек чаще задумывается о смысле жизни и бессмысленности бытия при отсутствии продолжения. Неожиданно приходит понимание того, что все усилия на решение всех жизненных проблем, и, что очень важно, появившееся продолжение в виде детей и внуков, имеют смысл только при одном варианте – в варианте жизни вечной. И тут, уже во взрослые годы, приходит прозрение, человек прижимается к Богу, к Нему, единственному пообещавшему жизнь вечную. Это прозрение приводит к появлению нового идеала, а он, в свою очередь, – к определению Пути Истинного, и на сей раз, к безвариантному.

Таков сложный Путь на пути к Истине, но, зато, благодарный, и ставящий точку в человеческих поисках.

Я был бы счастлив, если бы мои рассуждения помогли разобраться вам, да и мне самому, в определении главного и счастливого продолжения. А в связи с этим, я, с удовольствием, пожелаю нам всем счастливого пути по дорогам жизни.

Количество просмотров: 69.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий