«Православные пишут…» . Эссе «Право выбора». Автор Игорь Резник.

Право выбора

И кто бы мог подумать, что право выбора, и как его разновидность – свобода выбора, являющаяся предметом гордости любого верующего, имеют далеко неоднозначные последствия. Мало того, есть «ученые» мужи, доказывающие, что последствия свободы выбора – это, как правило, нарастающий с геометрической прогрессией негатив, ведущий к катастрофе. В качестве доказательства приводятся миллионы погибших, пострадавших, разочарованных и, даже, легко расстающихся с жизнью. И все это, как следствие кем-то сделанного выбора. Приводятся конкретные примеры покончивших с собой, с акцентом на развитые страны, где вариантов выбора не счесть.

Цифры, в самом деле, удручают и заставляют размышлять. Хочется понять, почему количество добровольно ушедших из жизни в Англии, Италии и еще в целом ряде развитых стран увеличилось вдвое. А Франция, так это просто непревзойденный лидер в этом негативном порыве. Там докатилось до трехкратного увеличения.

Приведу несколько, представленных, в качестве доказательств, примеров. Человек ищет черную кошку в не менее темном помещении. В руках испытуемого две спички. Одна короткая, другая – значительно длиннее. Выбрав короткую, он успевает обжечь пальцы, но не успевает рассмотреть предмет поиска. Человек понял – выбор неудачный, и зажигает длинную спичку. Ему удается разыскать котенка, и он улыбается своему удачному выбору. Экзаменатор, не моргнув глазом, осаждает восторг и сообщает: «какой из этих двух вариантов более удачный – ответ не однозначен». При первом, как будто бы ясно – поиск не удался, результат отрицательный. Ну а при втором – тоже не Бог весть, какая удача – найденный кот и так никуда бы не делся, но при этом сожжено значительно больше леса, человек вдохнул значительно больше отравляющих веществ, оказано негативное влияние на экологию.

Дальше – больше. Японцы в раздумье – они хотят продемонстрировать силу, и рассматривают два варианта: один помягче – уничтожить отдельно взятое судно, а может – два; второй – жестокий и беспощадный, цель которого – повергнуть в траур весь американский народ. Объектом нападения стал порт Пирл-Харбор, где сосредоточен огромный флот и несколько тысяч моряков. Выбор сделан в пользу массового уничтожения. Последствия не заставили себя ждать. В августе 1945 года, когда исход войны был уже ясен, и никакой необходимости демонстрировать военную мощь не было, американцы двумя атомными бомбами стирают с лица земли два города Японии. Кроме мгновенно погибших, десятки тысяч облученных, в страданиях доживающих жизнь. И это не все. Мощь нового оружия привлекает новые государства, и количество желающих обладать им продолжает увеличиваться и сегодня. Вероятность уничтожения человечества, как следствие одного выбора, сохраняет реальность.

И еще один пример реализации выбора с бесчисленным множеством негативных последствий. Выбор спутника жизни, в основе которого, как правило, лежит взаимное чувство и убеждение, что это единство навек. Причем тут необходимо рассмотреть два варианта. Брачный союз 20-ти – 30-ти летней давности, когда выбор был крайне ограничен. Тогда это часто происходило под прессингом родителей, которые явно сужали диапазон выбора по принципиальным, религиозным, и целому ряду других предубеждений, сводя его к единичным вариантам. И сегодня, когда сняты все барьеры, никто не спрашивает согласия родителей, никого не интересует национальная или религиозная принадлежность. Выбирай подряд всех, хоть до утра.

При первом варианте, с ограниченным выбором – абсолютное количество созданных семей сохранилось, и негативных последствий – минимум.

Во втором варианте, при резко возросшей свободе выбора – количество разводов приближается к катастрофическим цифрам. Пока – это 80% от общего количества браков. Негативные последствия не заставляют себя ждать – это разрушенная семья, брошенные дети. А дети, оставленные без надзора, вначале курят, потом пьют, некоторые присаживаются на иглу, девчонки не стыдятся украшать собой стометровки. Судьба главных фигурантов – родителей, как правило, тоже значительно усложняется.

И наконец, приводится пример того, что человек, избегая негативных последствий, стремится к природе, то есть туда, где выбор крайне ограничен, и свобода выбора не является поводом для появления перечня негативных последствий.

Создается впечатление, переходящее в убеждение, что весь негатив планеты, и это касается любой сферы: политики, экономики, элементарных бытовых вопросов, вопросов взаимодействия всего живого, и , конечно же, в первую очередь, человеческих особей – это следствие одного из главных космических законов, обеспечивающего право выбора. Нет сомнения в том, что ничего из ничего не возникает, следовательно, есть начало источника негативных образований. Вероятнее всего, начало зла лежит на небесах, там, где один из талантливых архангелов возомнил себя Богом и, воспользовавшись правом свободного выбора, покинул Божью обитель и оказался первым, проложившим дорогу вниз, в прямом и переносном смысле. Люцифер первый воспользовался свободой выбора и образовал дьявольскую ветвь развития. Адам был первым человеком, которого привлекла эта ветвь. Отсюда вывод о том, что абсолютное счастье, блаженство, отсутствие негатива было в Раю, где выбор – быть с Богом – единственный гарантирующий жизнь без бед. И второй – предать Его и стать началом всего кошмара, сопровождающего человека на земле с момента его зарождения.

Упав, человек получил новый термин – «удовольствие» взамен Благодати. Часто, стремясь получить удовольствие, человек отчетливо осознает перечень возможных последствий. Но он слаб и, пользуясь понятием «а, сколько той жизни», идет навстречу удовольствию. Допустим, человек сидит за праздничным столом, он знает, что утром голова лопнет от злоупотребления алкоголем, но пренебрегает всем негативом и пьет. Человек ищет мгновение мнимого счастья, и находит массу бед, о чем сожалеет иногда всю жизнь.

И так каждый раз, сделав выбор в пользу предполагаемого личного блага, человек осознанно идет навстречу множеству негативных последствий. Идет, как кролик в пасть удава. Каждый из нас бывает счастлив фрагментарно, то есть, в отдельно взятый миг.

Часто, человек, упрекаемый в том или ином проступке, находит такую отговорку: «а что мне делать, я же не монах!» И мне кажется, человек, не осознавая сказанного, дает очень любопытную подсказку. Кто из вас побывал в монастырях, кто видел, или еще лучше, общался с монашеской средой, бывал в их кельях, ознакомился с их образом жизни? А кому повезло, и он был удостоен длительной беседы и получил возможность увидеть их невероятно смиренный и, одновременно, блаженный взгляд, тот поймет, что перед ним люди истинно счастливые.

Удивительная вещь, трудно понимаемая для каждого из нас. Рядом никаких благ: ни театров, ни кинотеатров, ни ресторанов, ни дискотек и, даже того, что мы считаем делом полезным – стадионов, тоже нет. Нет ничего, что вызывает наше ликование – дорогих автомобилей, роскошных вилл, множества драгоценных украшений и многого другого, приобретению чего человек посвящает жизнь, а счастья в глазах столько, что хватит на Вселенную!

Мои рассуждения носят избирательный характер. Я пытаюсь понять смысл со стороны верующих, со стороны, я надеюсь, большей части человечества. Хотя, самого себя к этой части землян еще, в полной мере, отнести не могу – часто одолевают разные сомнения. Но мое желание понять дает мне право находиться по эту сторону баррикад.

Что касается убежденных атеистов – думаю, это просто уродливо проинформированные в прошлом верующие, у которых победу, к сожалению, одержало их внутреннее эго. Я знаю точно, когда им станет совсем худо, они присоединятся к своим собратьям, а зайдя в храм, даже попытаются осенить себя крестным знамением.

При этом, мои рассуждения абсолютно идентичны для всех вер и исповеданий, которые, даже при всех принципиальных разногласиях, едины в главном – над нами Бог, и все мы – Его дети.

Итак, придя к выводу о том, что самые счастливые на земле – это люди, обладающие ограниченным выбором, и ведущие аскетический образ жизни, создается впечатление, что я всех призвал покинуть мир и уйти в монашеские кельи. Оно абсолютно ошибочно. Речь, совершенно, о другом. О том, что мы должны осознать, что каждый наш шаг, каждая наша мысль, обязательно имеет множество последствий, в том числе, и негативных, количество которых значительно уменьшится, если в основу нашего выбора лягут основополагающие законы Вселенной, и наш глубокий анализ возможных последствий.

Количество просмотров: 50.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий