«Православные пишут…» . Калугин Г.А., Чилей А.П. Божественная Защитница Одессы.

Божественная Защитница Одессы

        В иконостасе храма святителя и исповедника Луки Крымского и мученицы Валентины прихожане храма видят Владимирский образ Богородицы. Глядя на него, невольно думаешь о Божием Промысле, по воле которого икона эта оказалась в иконостасе новейшего из храмов Одессы.

1к

        Икона эта древняя, действительно издавна очень популярна была на Руси, популярна и теперь. Но дело ещё и в том, что на территории нынешнего парка им. Шевченко, которые находится в прямом смысле «через дорогу» от нашего храма, находилась первая церковь Одессы, оказавшаяся здесь ещё до основания де Рибасом города. А посвящена она была божественной Защитнице государства – именно Владимирскому образу Матери Божией.

Произошло это так.
Когда в 1709 году шведский король Карл ХІІ проезжал через наши края после Полтавского поражения, камергер его, известный историк Густав Адлерфельд упомянул в своём дневнике о Хаджибее, как о ничтожной татарской деревушке. Позже здесь обосновались другие «хозяева», и на месте, занятом теперь одесским Воронцовским дворцом и бульваром, был построен замок. В нём расположились не только представительницы двух гаремов двухбунчужного паши, но также пушки на зубчатых стенах и башнях, а в домах Хаджибея – турецкий гарнизон паши Ахмета и флот в заливе его.

         Лишь 14 сентября 1789 года в ходе второй русско-турецкой войны авангард корпуса генерал-поручика Ивана Васильевича Гудовича под командованием генерал-майора Иосифа де Рибаса стремительным штурмом овладел и замком, и форштадтом. Именно в тот день на земле будущей Одессы было прекращено иноверное и утвердилось христианское правление. Праздник был двойным. Возглавивший операцию храбрый генерал Иосиф де Рибас в письме секретарю канцелярии главнокомандующего южными войсками России князя Г.А.Потёмкина сообщил о том, что праздник Креста Господнего отметил он артиллерийскими залпами штурма Хаджибея. Знамение Господне предшествовало основанию Одессы!

              Как следует полагать, занявшие Хаджибей православные воины творили, как положено, утренние и вечерние молитвы. Но, когда же появилась здесь первая церковь? Краеведческие исследования дали материалы для ответа на этот вопрос.

       Поскольку Турция не оставляла надежды вновь овладеть Хаджибейским заливом, то 10 июня 1793 году над крутым его берегом была заложена крепость, выстроенная по проекту инженера Франца де Волана. Главными её частями стали пять бастионов. А была эта крепость расположена на территории, занимаемой теперь парком имени Т.Г.Шевченко. Бастионы были земляными, и приходится сожалеть о том, что сохранившиеся в парке две старинные башни и аркадную стену, принадлежавшие позже устроенному на том же месте карантину, часто по недоразумению называют остатками крепости. Инспектировавший в 1793 году строительство крепости А.В.Суворов отметил повышенную смертность среди солдат-строителей. Не случайно в разные года при земляных работах обнаружены были здесь человеческие останки. Есть в парке и теперь никак не отмеченные и неисследованные могилы.

2к

         В Хаджибейской крепости, естественно, расположился гарнизон. Образовавший его полк был сформирован ещё 25 июня 1700 года Преображенской комиссией в Москве из «даточных людей» и назывался сначала, как «солдатский полковника Евстафия Мартыновича Больмона» полк. Была учреждена и полковая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Для церкви в день формирования полка были изготовлены два напрестольных креста. В 1708 году полк получил название: 22-й Нижегородский пехотный полк. «Нижегородцы» участвовали во второй русско-турецкой войне 1787–1791 годов за освобождение нашего причерноморского края, в ходе которой был взят Хаджибей. После войны квартировали в селе Слободзея на Днестре.

     В соответствии с ордером, выданным 6 мая 1794 года, уже 24 апреля Нижегородский полк был отдан под команду вице-адмирала Иосифа де Рибаса и бригадира Фёдора Киселёва, а 15 мая полк прибыл в Хаджибей. По случаю передислокации полковой священник Евдоким Сергеев отслужил благодарственный молебен в крепости, после чего полк разместился на новых квартирах в крепости же. Таким образом, уже в мае 1794 года в Хаджибее появилась полковая походная церковь Владимирского образа Матери Божией. Сохранился указ Дубоссарского духовного правления в Нижегородский полк от 29 декабря 1794 года, который свидетельствует о том, что церковные требы отправлял в Хаджибее полковой священник Евдоким Сергеев. Церковь расположили в большом каменном доме под деревянным кровом на территории крепости. Бастионы крепости были освящены во имена святых и назывались — Николаевский, Иосифовский, Андреевский, Александровский и Георгиевский. Находящиеся между ними защитные гласисы также были освящены и получили женские имена святых. На остатках Адреевского бастиона, самого отдалённого от морского берега, теперь стоит памятник Императору Александру Второму.

           22 августа 1794 года по воле Императрицы были торжественно заложены будущий Одесский порт и наш город. А всего лишь через четыре дня, 26 августа в день Владимирской иконы Богородицы был отмечен полковой праздник, и жители только что возникшего на черноморском берегу города, могли уже прикладываться к святому образу и напрестольному кресту, благодарили Господа и Матерь Его за милость Божию.

3к

             Так Одесса изначально обрела сильную, божественную Защитницу. Ведь именно через Владимирский образ, по вере и молитвам православных, ещё в 1395 году явилась защита святой Руси от нашествия войск Тамерлана. Готовившемуся к сражению грозному завоевателю было явление — «осеянная светом Жено» — Матерь Божия, а мудрецы его растолковали, что это и есть непреодолимая защита русской земли. Приготовившийся уже было к очередному своему «подвигу», бежал тогда хищный Тамерлан через Кавказ, и разгромил турков-седжукеев, напавших на… христианский Константинополь.

           Потому и предстаёт пред нами промыслительным включение Владимирского образа в иконостас одесского храма свт. Луки Крымского и мц. Валентины, который близи территории, прежде крепостью занимаемой, расположился. Популярен Владимирский образ и в наши дни – см., например, публикацию от 24 августа 2016 г. на сайте храма.
15 ноября 1795 года митрополит Гавриил (Бонулеску-Бодони) освятил закладку в Хаджибейской крепости церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского. В основание её были заложены мощи святых Киево-Печерских угодников Меркурия и Мардария. Храм не достроили, так как и сама крепость была вскоре упразднена, но возле него возник, естественно, погост. Очевидно, что это он был обнаружен при строительстве на этом месте в 1935–36 годах и позже стадиона в парке.

            Сегодня, когда и народ наш, и город всё более обращают взоры к корням своим, естественно задуматься о том, что никак не почитаемы ныне ни те первые павшие здесь солдаты, которые покорили Гаджибей, ни те, что создавали первые оборонительные сооружения крепости под надзором Суворова, ни те, которые первыми стали на её защиту. Стыдно нам, но этого мало. Необходимы действия и достаточное усердие.

____

Г.А.Калугин, член правления Одесской областной организации
Украинского общества охраны памятников истории и культуры,
почётный работник морского и речного транспорта Украины,
А.П. Чилей, краевед.
Дополнительно использовано издание:
Филипенко А.А. Первый архипастырь: жизнь и дела митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) – Одесса: «ВМВ», 2009.

Количество просмотров: 162.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий