«Православные пишут…» . Манина Людмила. Житие праведного Ионы Одесского чудотворца.

И-1

ЖИТИЕ

ПРАВЕДНОГО ИОНЫ ОДЕССКОГО ЧУДОТВОРЦА

(ДЕНЬ ПАМЯТИ – 30 МАЯ, 1 ИЮЛЯ )

Протоиерей Иона Моисеевич Атаманский родился 14 сентября(27 по новому стилю) 1855 года, в день Воздвижения Честного Креста Господня в городе Одессе, на Слободке-Романовке. Отец его, Моисей Фролович Атаманский, был диаконом городского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В этом храме маленького Иону крестили, в этом храме он принял свое первое Святое причастие. Моисей Фролович умер, когда мальчику было 3 года. Вскоре умерла и его мать Гликерия. Она желала, чтобы сын пошел по пути отца, поэтому с раннего детства отдала его прислуживать в храме.

Оставшись круглым сиротой, отрок многие дни и ночи проводил на кладбище у могилы родителей. Мальчик собирал цветы и плел венки для украшения их могил.

Наконец, над ним сжалился его дядя, а потом и бывшая няня, которые приютили беспризорного ребенка и отдали в школу. Опекуны не смогли заменить ему родителей, и он не переставал чувствовать себя сиротой. Мать часто являлась ему во сне и утешала его. Однажды во сне она запретила ему плыть пароходом из Одессы. Мальчик послушал мать и остался в городе, а пароход в этот день затонул.

После окончания школы мальчик продолжал обучение в духовном училище. Преподаватели отмечали его хорошие способности и прекрасный голос, которым он украшал церковный хор.

После окончания обучения благочестивый юноша вступил в церковный брак с девицей Анастасией. За их совместную жизнь было у них девять детей: три сына – Иосиф, Аркадий, Иоанн и шесть дочерей – Вера, Надежда, Любовь, София, Мелания, Мария.

С 1873 года отец Иона становится псаломщиком и вскоре начинает служить в Св.-Троицкой церкви села Кетрисановка.

В феврале 1885 года он рукополагается во диакона и назначается в Дубоссарский Успенский Собор.

В 1889 году он рукополагается во священника и направляется в село Николаевка (Кардашево) в Благовещенскую церковь.

Преосвященный архиепископ Никанор (Бровкович) назначил отца Иону сельским миссионером. 8 лет он служил в селе Кардашовка, население которого состояло преимущественно из штундистов. Жил отец Иона очень скромно. Значительную часть семейных денег он тратил на свою паству. Каждый год, чаще всего летом, батюшка организовывал паломничество к киевским святыням. Он всегда брал с собой своих детей и детей и взрослых односельчан.

Беседы пастыря с сектантами и молитвы о них принесли плоды: 200 штундистов вместе со своим руководителем присоединились к Православной Церкви.

 И-2

3 ноября 1897 года священник сельской церкви Иона Атаманский, согласно прошению, перемещен на третье священническое место к Свято –Успенской церкви г. Одессы (ныне Свято-Успенский Кафедральный собор).

С 1897 года начинается его благодатное служение в Одессе. В этом году он награжден скуфьей.

Отец Иона своими добродетелями заслужил преданную любовь паствы. Прихожане ловили каждое его слово. Он вдохновлял всех своим служением и проповедью. Верующие чувствовали в нем великого молитвенника. Для них он был и отцом, и наставником, и духовником. Дом отца Ионы был открыт для всех скорбящих и обездоленных, и никто не уходил от него неутешенным. Он прекрасно знал людей, читал их мысли, проникал в их души. Всех своих чад духовных праведник знал по имени. Всех умело направлял к добродетельной жизни, к искреннему раскаянию в грехах. Особенно о.Иона покровительствовал сиротам, многих кормил, одевал.

В церкви добрый пастырь неустанно служил и произносил поучения за каждой службой. Дома молился непрестанно. Во время бури о.Иона совершал полунощницы, читал акафисты. Тот, кто бывал на этих ночных молитвах, никогда не мог забыть эти трогательные богослужения.

 И-3

28 мая 1901 года отец Иона назначается священником Одесской-Николаевской портовой церкви.

Став настоятелем Портовой Свято-Николаевской церкви, отец Иона раскрыл всю полноту своей боголюбивой души. Он был удивительно милосерд.

В свою многодетную семью он принял вдову священника Веру Еленеву с двумя дочерями. Великого праведника и постника Господь наградил даром исцеления и изгнания бесов.

Как-то привели к о.Ионе бесноватого. Больной стал кричать. Батюшка после молитвы сказал духу: «Выйди из него!»

— Я страшный, — ответил бес.

— Праведник тебя не боится, а грешный не увидит! – говорит опять о.Иона. И так три раза. После третьего раза бес вышел.

Католические священники, услышав о чудных делах о.Ионы и об изгнании им бесов, пришли к нему в храм, желая убедиться в истинности ходивших о нем слухах. Привели бесноватых. Вдруг бесноватые бросились на них, стали их бить и кричать: «Зачем пришли смотреть, что с нами делает и как нас изгоняет Иона?».

За изгнание бесов враг жестоко мстил семье отца Ионы. Стоило ему изгнать беса, как в доме происходил пожар без всякой видимой причины. Измученная семья не любила, когда приводили бесноватых для исцеления, зная, что снова будут беды.

Отец Иона умел удивительно чувствовать все прекрасное. Он прекрасно пел и сам сочинял умилительные, трогательные напевы на многие духовные песнопения. Им были написаны ноты к службе Успению Божией Матери, так же распев панихиды «Благословен еси Господи…» и др.

Но особенно благолепные и необыкновенно благодатные были богослужения. Во время служб о.Ионы стояла необычная, глубокая тишина.

Однажды его духовная дочь была свидетельницей силы его молитвы. В день праздника Нерукотворного образа Спасителя, по окончании обедни, батюшка в облачении сошел с солеи, подошел к большому образу Нерукотворного Спаса, и опустился перед ним на колени со словами: «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий!». В этот момент лик Христа Спасителя сделался совершенно живым, сияющим. С такой силой и верой произносил слова молитвы отец Иона.

Святую Четыредесятницу батюшка проводил очень строго. Не вкушал ничего, часто причащался. Никогда не отлучался из церкви, даже домой. Духовные дети батюшки, с его благословения, также несли строгий пост.

Накануне Пасхи во двор храма въезжало четыре-пять подвод с провизией. После торжественного праздничного богослужения отец Иона христосовался с каждым, кто был в храме и раздавал пасхальные подарки.

Сохранились воспоминания одного паломника из Москвы. Он подробно описал одно из богослужений батюшки. Вспоминает о том, какая была молитвенная атмосфера, народу полный храм. Хорошо спетые певчие пели спокойно, искренне. Когда певчие выйдя из клироса на средину храма, стали петь после Троичного канона: «Достойно есть, яко воистину, славити Тя, Бога Слова …». Вместе с певчими пел и о.Иона, пели многие, стоящие в храме. Все как бы слились сердцем и устами в славословии Господа.

Подойдя к образу Божией Матери, вместе с о.Ионой преклоняют колена и поют: «О, Всепетая Мати…» Легко, отрадно и радостно было молиться вместе с о. Ионой.

У отца Ионы всегда причащалось много народа. Паломник из Москвы видел, как батюшка исцелил бесноватых. Во время литургии они изрыгают страшные и богохульные слова и кричат на всю церковь. (Было описано несколько случаев исцеления). Упомяну об одной исцеленной женщине в тот день, уже в конце службы, когда все прикладывались к кресту . О. Иона окроплял святой водой и после всех подошла к кресту и успокоившаяся страждущая бесноватая. Когда о. Иона окропил ее святой водой, она воздела вверх руки и проговорила: «Слава Тебе, Господи Боже мой, слава Тебе!» Когда все приложились к кресту, о.Иона сделал перед царскими вратами, у образа Божией Матери, земной поклон, а певчие громко запели: «Владычица, прими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали!».

«Не могу передать благоговейного чувства в этот момент, только скажу, что даже закоренелый грешник придет в умиление от такой молитвы всей церкви» — вспоминал поломник.

Далее он описывает как его пригласили в странноприимницу, где был приготовлен обед. Это был одноэтажный каменный дом, в комнате стояли длинные столы, где помещались более сотни богомольцем. Другой стол, поперек комнаты, за которым обыкновенно помещается о.Иона и певчие. Впереди, возле стены, стояла огромная икона святителя Николая в большом позолоченном киоте.

Такие трапезы о.Иона устраивал каждое воскресенье и в праздничные дни. Здесь можно было видеть и священника и иеромонаха, и купца, и простолюдина.

По окончании трапезы и молитвы отца Иону, по дороге домой, останавливали богомольцы с разными просьбами. Без благословения о.Ионы никто из его почитателей не начинал никакого важного дела или предприятия. Отца Иону также поджидали всегда по несколько сот нищих, так называемых босяков. Он не только помогал им материально, раздавал билеты на обед в специальную городскую столовую, но приучал их к говению, многих спас от неверия и обратил на путь спасения. Отец Иона являлся для босяков родным отцом.

В 1905 году во время бунта на броненосце «Потемкин» погиб матрос Вакуленчук. Градоначальник Одессы похороны его запретил. Все священнослужители отказались совершать над ним православное отпевание. Тогда матросы броненосца направили жерла пушек на город и послали делегацию к отцу Ионе. Он, несмотря на болезнь, отправился к городскому голове и уговорил его разрешить похороны матроса. Затем совершил отпевание над телом погибшего. Однако земле его предали за оградой кладбища, как бунтовщика.

После Октябрьского переворота и установления советской власти в городе о. Иона продолжил свое служение в Свято-Николаевской церкви.

В это время, как и в прежние годы, Господь по молитвам праведника творил чудеса для укрепления верных и для посрамления безбожников.

Однажды в Одессу приехала крестьянка и привезла с собой двухлетнего сына, слепого от рождения. До нее дошли слухи, что проф. В.П.Филатов делает глазные операции и многим возвращает зрение. Она обратилась к нему. Но Филатов, продержав ребенка у себя в клинике, объяснил матери, что излечить ребенка он не может и что наука вообще в данном случае бессильна. Огорченная мать пошла к о. Ионе и просила его помощи. Батюшка обещал помолиться. Девять ночей он простоял на молитве, служил непрерывно молебны и акафисты, а на десятый день ребенок на руках матери прозрел. Случай этот наделал в городе много шума. Дошло до профессора Филатова и он был поражен. Советская власть устроила следствие и показательный суд. На суд вызвали Филатова. Отцу Ионе инкриминировали обман и шантаж, но профессор Филатов твердо заявил, что это именно тот ребенок, которого он не брался излечить, и признал наличность чуда. Судьи порочили Филатова, стыдили его и говорили: «Как можно допустить здесь чудо?». Но профессор твердо стоял на своем, и суд окончился ничем: никого не осудили, никого не наказали и вере религиозную не только не убили, но даже, наоборот, укрепили.

Был еще один случай, когда, по молитвам отца Ионы исцелился слепорожденный ребенок. После этого случая Филатов стал посещать о. Иону и сделался его другом. Когда спрашивали его, как он нашел способ пересадки тканей, он отвечал: « При помощи молитв о. Ионы».

Наверное, за всю историю Одессы не было более известного приходского священника.

К о.Ионе за помощью и советом шли не только жители Одессы и окрестностей, но и многих других мест. Когда южане приезжали к о. Иоанну Кронштадтскому, тот говорил: «Зачем вы трудитесь приезжать ко мне? У вас есть свой Иоанн Кронштадтский – отец Иона.» Между ними, этими двумя светильниками, была взаимная любовь и почитание.

Особенно настоятеля Свято-Николаевского храма любили его родные прихожане – портовики и их семьи. Ни один пароход не отходил от причала без благословения о. Ионы, ни один таможенный досмотр не производился без него. Только о. Иона мог дать разрешение на вывоз икон.

В первые годы советской власти ее органы не трогали о. Иону. Потом стали делать обыски в его доме и храме, вызывали на допросы.

В эти годы Церковь постигает еще одно бедствие – обновленческий и автокефальный раскол.

Накануне обновленческого раскола отцу Ионе явилось видение, когда он стоял у престола за всенощной. Он вдруг умолк, застыл и через некоторое время, подняв руки, стал восклицать: «Хвалите имя Господне, хвалите имя Господне! Аллилуиа, Аллилуиа!». Так, с поднятыми вверх руками, всего в слезах, увели его, неокончившего службу, из церкви домой. Присутствующие поняли, что батюшке было видение.

Старшая дочь его Вера видела только, как огнем наполнился весь алтарь. А позже о. Иона рассказал, что видел: шел Христос, за ним священники, раздирающие на Нем ризы. Рядом с Господом шел преп. Серафим Саровский и горько плакал. А Господь сказал ему: «Не плачь, они покаются!».

Отец Иона и еще несколько священников не поддались диавольскому прельщению и во все годы гонений, несмотря на угрозы, твердо были верны Святейшему патриарху Тихону. Много бед, горя и скорбей причинили ему обновленцы. По их навету его хотели выслать. Но Господь

охранял о. Иону, как Своего избранника. Однажды недоброжелатели в день Ангела преподнесли ему отравленный пирог. Отец Иона по своей прозорливости им сказал, чтобы пирог забрали обратно: «Я его не съем, а сколько людей отравятся…» и, как было предсказано в видении, позже, убедившись в своей ошибке, обновленческие священники приходили к о. Ионе каяться. Батюшка им говорил: «Кланяйтесь не мне, а народу, который вы ввели в заблуждение!»

Кающиеся священники выходили на амвон, становились на колени и кланялись людям, прося прощения. Только тогда о.Иона воссоединял их с Православной Церковью.

В это время в городе появился некто, объявивший себя «антихристом», будораживший умы легковерных людей. Отец Иона призвал своих прихожан к молитве о том, чтобы человек этот сам пришел к нему в Церковь. Тот не заставил себя долго ждать. Придя на литургию и растолкав людей, он вошел прямо в алтарь и просил разрешения выйти к народу в качестве «антихриста».

На это батюшка сказал, указывая на главную святыню храма: «Вот Престол и на нем восседает Царь Славы, поэтому ты, бес, молчи, а ты, Андрей, говори. Во время этой необычной исповеди о.Иона несколько раз запрещал бесу и, наконец, совсем изгнал его. Выйдя из храма, человек этот, измученный и утомленный еще долго сидел на ступеньках Потемкинской лестницы, вытирая пот с лица. Он снова стал прежним Андреем, ушедшим от родных несколько лет назад и теперь возвращенным в лоно родной Православной Церкви.

Отец Иона окормлял женский Свято-Михайловский монастырь, в котором у него было много духовных чад. Однажды фельдшер монастырской больницы, монахиня Галина, будучи чем-то очень взволнована, допустила ошибку: вместо 0,06 гр какого-то ядовитого вещества взяла 6 гр. Дав выпить больной монахине это лекарство и увидев проявление не ней признаков отравления, монахиня Галина бросилась в Портовую церковь, где служил о. Иона. Увидев о. Иону выходившим из храма, она упала к его ногам со словами: «Батюшка, я отравила сестру!», — и стала просить его молитв. Выслушав объяснение и просьбу, о. Иона стал молиться, сказал лишь кратко: «Молитесь и вы». Вернувшись в монастырь, м. Галина увидела больную в добром здравии. «Напрасно ты ходила за врачом, — сказала она, — мне минут через 40 вдруг стало совсем хорошо». По времени это был момент молитвы о. Ионы.

И другой случай исцеления в Свято-Михайловском монастыре молодого священника, отца Никанора. Отец Никанор болел скрытой формой туберкулеза, но после простуды туберкулез перешел в открытую форму. Больной метался в жару и окружающие ничем не могли ему помочь.

Послали к отцу Ионе за помощью. Молча вошел он с надвинутой на глаза скуфией. Ни на кого не глядя и не здороваясь, он тихо шептал про себя молитву: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Когда окончилась исповедь, все присутствующие, стоявшие в коридоре у двери, явственно услышали громко произнесенные слова: «Отче, брате и чадо: прощаю, разрешаю, и … исцеляю! Эти слова произвели на всех потрясающее впечатление. Ушел праведник так же молча. А у больного прекратилось кровохарканье, упала температура. Через короткое время отец Никанор поднялся, стал ходить. И на первом же, после смертельной болезни, богослужении ему сослужил его спаситель и молитвенник, отец Иона Атаманский.

Отец Иона также окормлял и Благовещенский монастырь, стоявший в 25 верстах от Одессы. Батюшка любил его и называл «мое Благовещенское чадо». Монахиня этого монастыря, м. Онуфрия рассказывала: «Однажды приходит в монастырь женщина и спрашивает: «А кто здесь отец Иона?». Когда ей объяснили, она рассказала свой сон. Явилась ей покойная мать и сказала: «Все забыли о нас, никто не молится, не посещает, и только о.Иона проездом навестил нас и мы получили великое утешение».

Бывая в Благовещенском монастыре, батюшка часто предупреждал сестер – не подходить к нему, если внезапно увидят его присутствующим на Богослужении. В эти моменты он непостижимым образом «в теле или вне тела» посещал любимую свою обитель.

В последние годы жизни, предвидя будущие скорби, о.Иона в храме Благовещенского монастыря сказал: «Я вижу 200 венцов мученических над сестрами». Во время гонений 200 монахинь были замучены.

В 1921 году советская власть под видом помощи голодающим провела акцию изъятия церковных ценностей. Свято-Николаевский храм лишился многого из своего имущества, а настоятель подвергся вскоре и аресту. Но в защиту своего пастыря на Маразлиевской улице собралось такое множество его заступников из числа рабочих и крестьян, поднялся такой шум, что власти вынуждены были его выпустить.

Будучи уже тяжело больным, прикованным к одру – 25 декабря 1923 года о. Иона написал свое последнее Рождественское послания. Трогательное, прощальное и все же жизнеутверждающее.

17 мая 1924 года праведник отошел ко Господу. Отдать последний долг почившему пастырю в порту собралась вся верующая Одесса. Желая как-то уменьшить число людей – власти перенесли день похорон с воскресенья на понедельник. Но в понедельник съехалось еще больше народа, рабочие просили задержать вынос тела до 4 часов вечера, окончания трудового дня. После соборного отпевания и обнесения почившего вокруг храма, погребальная процессия отправилась на кладбище. Толпа народа плавно поднималась за гробом по Потемкинской лестнице на Ришельевскую улицу, на которой все балконы и окна были заняты людьми. Вблизи церквей и на перекрестках улиц служились литии. Отпевание длилось более четырех часов. Многотысячная притихшая толпа была сосредоточенно-грустная, никто не спорил, не толкался. Прощание с любимым человеком настолько сблизило людей, что все ощущали себя близкими родственниками. Шествие растянулось на 6-10 кварталов, когда проходили мимо церкви – совершалась лития. Священники считали за честь встретить гроб с телом батюшки Ионы. Когда вошли в ограду кладбища, было уже совсем темно. У могилы началась лития, а вокруг воцарилась полная тишина.

Выбор места захоронения сделал сам о. Иона. Он знал, что Портовую церковь разрушат и заповедал похоронить себя у могилы родителей (слободское кладбище). «Храма не стройте, похороните около родных, чтобы птичка могла пропеть надо мной».

 И-4

Могила о. Ионы до сих пор является местом молитвы для всех, хранящих память о нем.

Одесский чудотворец – один из величайших подвижников ХХ века. Он явил в своем житии много различных образов святости. Он одновременно был обличителем обновленческого раскола и прекрасным проповедником, ревностным миссионером и питателем бедных, суровым аскетом и любящим отцом.

Ныне на небесах он продолжает молиться за призывающих его и посещать их, как показывают творящиеся на его могиле чудеса и исцеления.

И-5

8 сентября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был канонизирован как местночтимый святой Одесской епархии. 1 июля 1997 года обретены его честные мощи, ныне они находятся в нижнем храме Свято-Успенского Кафедрального собора г. Одессы. Каждый вторник в 17:00, кроме периода Великого Поста, совершается акафист Одесскому Чудотворцу – святому Ионе.

Послесловие.

Можно купить жилье в Одессе и спокойно жить, но настоящий одессит проявляет себя делами на благо города и живущих в нем людей. Например, ул. Дерибасовскую назвали в честь знаменитого Хосе де Рибаса, основателя Одессы и её первого градоначальника, но так же одесситы с благодарностью вспоминают и его младшего брата Феликса де Рибаса, который подарил городу участок земли вместе с садом. Сад стал любимым местом отдыха горожан. Ныне это Городской сад, расположенный на углу улиц Дерибасовской и Преображенской. И этот сад так и остался любимым местом отдыха нынешних горожан. Одесситы всегда с благодарностью относились к таким людям.

Отец Иона не только участвовал во многих сферах деятельности города, но много делал и для конкретных людей. Верующие люди (и не только) безоговорочно доверяли ему, искренне любили и поэтому он был для своих современников почитаемым и любимым Батюшкой, а для нас отец Иона был, есть и будет Одесский чудотворец. Одесситом с большой буквы.

 И-6

Тропарь, глас 8.

Православия ревнителю, раскола и ереси искоренителю, Одесский целебниче и к Богу теплый молитвенниче, житием и чудесы твоими уподобился еси Кронштадтскому чудотворцу, Ионо праведный, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва праведному Ионе Одесскому

О праведный и преславный отче наш Ионо, пастырю праведный и человече Божий! К тебе, яко к великому молитвеннику и истинному наставнику, одержимых злыми духами разрешителю, православной веры поборнику, в нужде находящихся помощнику, немощных целителю, сирот и вдов покровителю, и всех с верой и любовию призывающих тя в молитвах, мы, чада твоя, прибегаем и усердно просим: не забуди нас смиренных и грешных, яви нам твое отеческое заступление, испроси нам у Господа богатые милости Его: земли плодоносие, воздухов благорастворение, дожди благовременны, покоя и тишины во днех наших, благочестия умножение, болящим здравие, скорбящим утешение, унывающим ободрение, сирым призрение, убогим снабдение, подвизающимся преспеяние и всем нам вечное спасение.

Ей, угодниче Божий! Умоли Всемилостивого Бога даровати нам чудесную помощь и яко по молитвам твоим Господь воскресил дщерь твою и исцелил отрока слепаго, тако испроси у Господа исцеление немощей наших и душ спасение. Да твоим ходатайством вси спасаеми, едиными усты и единым сердцем прославим Бога в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, и Его благодать, данную тебе во веки веков. Аминь.

Cоставитель: прихожанка Храма в честь святителя Луки Крымского и святой мученицы Валентины Манина Людмила .

Литература:

1. http://www.pravoslavie.ru

2. http://www.stoletie.ru

3. Святые праведные Земли Русской . Одесса, «Надежда» , 2014 г. Составитель Яций А.М

Количество просмотров: 760.

Posted in Без рубрики, О старцах, монахах, священниках, Святые угодники Божьи Одесской земли.

Добавить комментарий