19.01.2020 г. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Видеофильм.

Фильм для детей.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа.

Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: ”Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы ”исполнить всякую правду” – т. е. исполнить закон, ”водами погребсти человеческий грех”, освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: ”Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

Уста­нов­ле­ние празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва от­но­сит­ся к пер­вым ве­кам хри­сти­ан­ства. До IV ве­ка в Во­сточ­ных и За­пад­ных Церк­вах празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва празд­но­вал­ся 6 ян­ва­ря, был из­ве­стен под име­нем Бо­го­яв­ле­ния и вна­ча­ле от­но­сил­ся соб­ствен­но ко Кре­ще­нию Спа­си­те­ля.

Ос­нов­ная и пер­во­на­чаль­ная цель уста­нов­ле­ния празд­ни­ка – вос­по­ми­на­ние и про­слав­ле­ние со­бы­тия яв­ле­ния во пло­ти Сы­на Бо­жия. Но бы­ла и дру­гая при­чи­на и цель уста­нов­ле­ния празд­ни­ка. Несколь­ко рань­ше, чем в Пра­во­слав­ной Церк­ви, празд­но­ва­ние Кре­ще­ния вве­ли у се­бя ере­ти­ки-гно­сти­ки (еви­о­ни­ты, до­ке­ты, ва­си­ли­ди­ане), по­то­му что они при­да­ва­ли са­мое боль­шое зна­че­ние в жиз­ни Спа­си­те­ля Его Кре­ще­нию. Так, еви­о­ни­ты учи­ли, что Иисус был сын Иоси­фа и Пре­свя­той Де­вы Ма­рии и что Хри­стос со­еди­нил­ся с Ним при Кре­ще­нии; до­ке­ты при­зна­ва­ли во Хри­сте че­ло­ве­че­скую при­ро­ду толь­ко при­зрач­ной; на­ко­нец, ва­си­ли­ди­ане не при­зна­ва­ли во­пло­ще­ния и учи­ли, что «Бог по­слал свой Ум, пер­вое ис­те­че­ние Бо­же­ства, и он, как го­лубь, со­шел во Иор­дане на Иису­са, Ко­то­рый до то­го был про­стой че­ло­век, до­ступ­ный гре­ху» (Кли­мент Алек­сан­дрий­ский). Но ни­что так не увле­ка­ло хри­сти­ан в ересь, осо­бен­но в гно­сти­цизм, как бо­го­слу­же­ние гно­сти­ков, пол­ное гар­мо­ни­че­ских и кра­си­вых пе­сен. Нуж­но бы­ло гно­сти­че­ско­му празд­ни­ку про­ти­во­по­ста­вить свой, та­кой же.

И вот, Пра­во­слав­ная Цер­ковь уста­но­ви­ла и у се­бя тор­же­ствен­ный празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня и на­зва­ла его Бо­го­яв­ле­ни­ем, вну­шая мысль, что в этот день Хри­стос не стал впер­вые Бо­гом, а толь­ко явил Се­бя Бо­гом, пред­став как Еди­ный от Тро­и­цы, Сын Бо­жий во пло­ти. Чтобы по­до­рвать лже­ум­ство­ва­ния гно­сти­ков от­но­си­тель­но Кре­ще­ния Хри­сто­ва, Цер­ковь ста­ла при­со­еди­нять к вос­по­ми­на­нию Кре­ще­ния вос­по­ми­на­ние и Рож­де­ства Хри­сто­ва. И, та­ким об­ра­зом, в IV ве­ке по все­му Во­сто­ку Кре­ще­ние и Рож­де­ство празд­но­ва­лись в один день, а имен­но 6 ян­ва­ря, под об­щим име­нем Бо­го­яв­ле­ния. Пер­во­на­чаль­ным ос­но­ва­ни­ем для празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва 6 ян­ва­ря (как и Кре­ще­ния) слу­жи­ло не ис­то­ри­че­ское со­от­вет­ствие это­го чис­ла дню рож­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ко­то­рый и в древ­но­сти в точ­но­сти не был из­ве­стен, а та­ин­ствен­ное по­ни­ма­ние со­от­но­ше­ния меж­ду пер­вым и вто­рым Ада­мом, меж­ду ви­нов­ни­ком гре­ха и смер­ти и На­чаль­ни­ком жиз­ни и спа­се­ния. Вто­рой Адам – Хри­стос, по та­ин­ствен­но­му со­зер­ца­нию Древ­ней Церк­ви, ро­дил­ся и умер в тот же день, в ко­то­рый со­тво­рен и умер пер­вый Адам, – в ше­стой, ему со­от­вет­ство­ва­ло 6 ян­ва­ря, пер­во­го ме­ся­ца го­да.

Празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва был впер­вые от­де­лен от Кре­ще­ния в Рим­ской Церк­ви в пер­вой по­ло­вине IV ве­ка (при па­пе Юлии). Пе­ре­не­се­ни­ем празд­ни­ка на 25 де­каб­ря Цер­ковь име­ла в ви­ду со­здать про­ти­во­вес язы­че­ско­му куль­ту солн­ца и предо­хра­нить ве­ру­ю­щих от уча­стия в нем. Пе­ре­не­се­ние празд­ни­ка на 25-е чис­ло и тор­же­ствен­ное его бо­го­слу­же­ние име­ло сво­ей це­лью по­ста­вить про­ти­во­вес язы­че­ским суе­ве­ри­ям и тем са­мым об­ра­тить серд­ца лю­дей к по­зна­нию ис­тин­но­го Бо­га. Из­вест­но, что у рим­лян на 25 де­каб­ря па­дал язы­че­ский празд­ник в честь зим­не­го солн­це­во­ро­та – день (рож­де­ния) яв­ле­ния непо­бе­ди­мо­го солн­ца, ко­то­ро­го не мог­ла одо­леть зи­ма и ко­то­рое с это­го вре­ме­ни идет к весне. Этот празд­ник об­нов­ля­ю­ще­го­ся «бо­га солн­ца» был днем раз­нуз­дан­ных уве­се­ле­ний на­ро­да, днем за­бав для ра­бов и де­тей и пр. Та­ким об­ра­зом, сам по се­бе этот день был как нель­зя бо­лее при­ли­чен для вос­по­ми­на­ния со­бы­тия Рож­де­ства Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый в Но­вом За­ве­те на­зы­ва­ет­ся Солн­цем Прав­ды, Све­том ми­ра, Спа­си­те­лем лю­дей, По­бе­ди­те­лем смер­ти.

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­сто­ва 25 де­каб­ря в Во­сточ­ной Церк­ви бы­ло вве­де­но поз­же, чем в За­пад­ной, а имен­но – во вто­рой по­ло­вине IV ве­ка. Впер­вые раз­дель­ное празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­сто­ва и Кре­ще­ния Гос­под­ня бы­ло вве­де­но в Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви око­ло 377 го­да по ука­за­нию им­пе­ра­то­ра Ар­ка­дия по обы­чаю Рим­ской Церк­ви и бла­го­да­ря энер­гии и си­ле крас­но­ре­чия свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. Из Кон­стан­ти­но­по­ля обы­чай празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во 25 де­каб­ря рас­про­стра­нил­ся по все­му пра­во­слав­но­му Во­сто­ку.

Уста­нов­ле­ние празд­но­ва­ния рож­де­ства Хри­сто­ва 25 де­каб­ря име­ло еще и дру­гое ос­но­ва­ние. По мыс­ли от­цов Церк­ви III и IV вв. (св. Ип­по­лит, Тер­тул­ли­ан, св. Иоанн Зла­то­уст, св. Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, блаж. Ав­гу­стин), 25-е чис­ло де­каб­ря ме­ся­ца ис­то­ри­че­ски бо­лее все­го со­от­вет­ству­ет дню са­мо­го рож­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста.

Из рас­смат­ри­ва­е­мых в на­сто­я­щей служ­бе сти­хир и тро­па­рей, по­свя­щен­ных Рож­де­ству Хри­сто­ву, наи­бо­лее древни­ми, на­до по­ла­гать, яв­ля­ют­ся 1-я сти­хи­ра на «Гос­по­ди, воз­звах», кондак и икос. Кондак и икос со­став­ле­ны в VI ве­ке св. Ро­ма­ном Слад­ко­пев­цем. Им со­став­ле­ны 24 ико­са, из ко­то­рых совре­мен­ная служ­ба со­хра­ня­ет лишь пер­вые два (кондак и икос). Тро­парь и све­ти­лен празд­ни­ка так­же весь­ма древне.

Уже в VII–VIII вв. из­вест­ны Ми­неи со служ­ба­ми Рож­де­ству Хри­сто­ву в це­лом их ви­де. В Х ве­ке име­лись уже служ­бы пред­праздн­ства и по­праздн­ства. А в XI–XII вв. служ­ба, по­свя­щен­ная Рож­де­ству Хри­сто­ву, при­ни­ма­ет на во­сто­ке та­кой вид в из­ме­ня­ю­щих­ся ее ча­стях, как и совре­мен­ная служ­ба.

Со­ста­ви­те­ля­ми совре­мен­ной служ­бы на Рож­де­ство Хри­сто­во яв­ля­ют­ся, в ос­нов­ном, пес­но­твор­цы VI–IX ве­ков: св. Ро­ман Слад­ко­пе­вец (кондак и икос), св. Ан­дрей Крит­ский (сти­хи­ры на хва­ли­тех), св. Гер­ман, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (ряд сти­хир на «Гос­по­ди, воз­звах» и сти­хи­ры на ли­тии), св. Иоанн Да­мас­кин (мно­гие из сти­хир ве­чер­ни, ка­нон), св. Кос­ма Ма­и­ум­ский(ка­нон) и дру­гие.

С сайта http://azbyka.ru/

Количество просмотров: 313.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий