«Православные пишут…» . Людмила Манина. «Как праздновать Новый год, Рождество и святки»

КАК ПРАЗДНОВАТЬ НОВЫЙ ГОД, РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

Гражданский Новый год, который празднуется в последнюю неделю Рождественского поста, напоминает, что жизнь христиан отличается от жизни мира.

Хотя накануне гражданского Нового года во многих храмах проходят новогодние молебны, в Церкви не существует единого мнения, как относится к его празднованию и нужно ли его праздновать вообще.

Некоторые священники и миряне не считают гражданский Новый год праздником и не встречают его.

Если у вас в семье постятся и вы считаете, что пост нарушать не надо, то встречу Нового года действительно лучше перенести на неделю и отметить уже вместе с Рождеством Христовым или же 1 января по старому стилю (14 по новому).

Но чаще всего дома или на работе нас окружают люди неверующие, нецерковные, для которых Новый год является дорогим семейным праздником.

Проявляя христианскую любовь, мы можем сесть за праздничный стол, и нет ничего греховного, если, не нарушая поста, скромно, с постной трапезой, мы отметим в кругу семьи или друзей наступление Нового года, скажем друг другу добрые пожелания на грядущее лето благости Божией, даже выпьем с ними бокал вина.

Замечательный совет дает протоиерей Александр Шаргунов: «Лучше всего, с внутренней молитвой, взять организацию застолья в свои руки с тем, чтобы накрыть вкусный постный стол, избежать чрезмерного веселья, пошлости и ночных телевизионных бдений, вводящих людей в соблазн и грех». Во всех случаях помните, что не следует возвышаться над людьми светскими, малоцерковными и прибывающими в плену мирских, зачастую вредных для души обычаев.

Вместе с этим, и празднующим, и не празднующим наступление гражданского Нового года, надо помнить слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные им по поводу и до сих пор не изжитого суеверия, что как встретишь Новый год – так он и пройдет: «Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, — потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго».

Молитвы, которые можно прочитать в день Нового года

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славящее Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающее, благодарение по силе приносим и Тебе, яко благодетеля и Творца славящее, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый.

Слава, и ныне: Богородичен

Богородице, христианам помощнице, Твое предстательство стяжавшее раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед твоими молитвами всегда избави, едина вскоре предстательствующая.

Хвалебная песнь святителя Амвросия Медиоланского

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и замля величества славы Твоея. Тебепреславный апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство; Тебе по всей вселенней исповедует святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца присносущный Сын еси; Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси девическаго чрева; Ты одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися.

Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже честною Кровию искупил еси; сподоби со святыми Твоими в вечей славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое; исправи я и вознеси я во веки. Во все дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и во век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам; помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.

Молитва на Новый год

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся с сего дня Новый год, который мы считаем отвоплощения Твоего для нашего спасания.

Помоги нам провести сей год и многие по неи в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи святую Православную Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех сродников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему, после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигли Царства Твоего небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

КАК ПРОВОДИТЬ СОЧЕЛЬНИК ПО УСТАВУ ЦЕРКВИ

День накануне праздника Рождества Христова называется навечерием Рождества, или Рождественским сочельником.

В сочельник по окончании богослужения, подобно ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славить Бога. Встав посреди храма перед зажженной свечой и иконой праздника, радостно поют тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».

Сочельник — последний день предпразднства и самый строгий постный день Рождественского поста. Слово «сочельник» (видоизмененное «сочевник») происходит от слова «сочиво», означавшего, вероятно, кашу из сушеных зерен (круп). Сочиво – это то же, что и «коливо».

Вкушать сочиво церковным Уставом положено в сочельник только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, и после вечерни уже Рождественской.

Таким образом, часть сочельника, проходит в полном неядении.

Но если сочельник приходится на субботу или воскресенье, то в день его, как пишется в Уставе, — вкушение пищи дозволяется ранее вечера: «по отпущении литургии снедаем по уломку хлеба и от вина вкушаем мало», а после вечерни «ядим совершенно», то есть дозволяется настоящая трапеза.

КАК ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ РОЖДЕСТВО СПАСИТЕЛЯ

Рождество Господа Церковь празднует почти две тысячи лет. Уже в Апостольских постановлениях говорится в какой день праздновать, так же говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых, день Рождества Христова».

В этот день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы; играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». В шестом веке император Юстиниан установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

Свою духовную радость день Рождества Христова Церковь выражает и утешительным пением на великом повечерии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог».

В древние времена праздничное бдение продолжалось всю ночь.

Первую Божественную литургию в праздник Рождества поставлено совершать «порану труда ради бреннаго», то есть ночью.

Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах переносится и в жилища верующих.

КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ

Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления.

Уже в церковном Уставе преподобного Саввы Освященного (шестой век), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии», и возбранено совершать священнодействие брака. В 567 году на Церковном соборе все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

В России на святки было принято «колядовать», что означает, по словарю Даля, «славить Христа, ходить о святках по домам, с песнями, собирая подачки», то есть угощение.

Колядование – это продолжение славления Спасителя, которое было начато в храме. Колядуя, наши предки как бы доносили радостную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку.

«Колядовали», «славили Христа» не только дети, но и взрослые, а также и священники.

Известно, что к Государю Алексею Михайловичу приходили «славить Христа» и Патриарх, и настоятели монастырей, и бояре.

Сам Государь показывал пример благочестивого поведения в дни святок – обходил тюрьмы, больницы, дома нищих и убогих, поздравляя с Рождеством Христовым, оставляя щедрые подаянии.

Сейчас с экранов телевизоров, по радио, в газетах внушают, что на Руси в дни святок приняты гадания, игрища с переодеванием, шумные гуляния.

Постановлением шестого Вселенского собора Церковь навсегда определила свое отношение к гаданию: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное… да подлежат правилу шестилетней епитимии.

Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают…»

Запрещение же праздновать языческий праздник «календ» можно в полной мере отнести к неуемному святочному веселью: «Всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу , равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышеуказанного, клириков – повелеваем извергать из священного сана, а мирян – отлучать от общения церковного».

Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения.

Составитель – прихожанка храма Манина Людмила.

Литература:

Как праздновать Новый год, Рождество и святки. Издательство «Ковчег», 2010 г.

Календарь на 2012 г. Здравушка. Издательство «Диалог» , 2011 г.

Количество просмотров: 421.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий