29.09.2015 г. День памяти преподобного Кукши Одесского. «Православные пишут…» Людмила Манина. «Житие и чудеса преподобного Кукши Одесского»

Ежегодно, 29 сентября, в Свято-Успенском монастыре на 16 станции Большого Фонтана проходят торжественные богослужения в память преподобного Кукши Одесского.

Я  редко бываю в этом монастыре, но в тот день, в 2012 году, мне очень захотелось побывать там для поклонения мощам святого Кукши.  И вот я в храме, служба прошла торжественно, на одном дыхании, потом крестный ход. Все так благостно, без фальши. Крестный ходДвор полностью заполнен людьми, священники слажено и бережно несут раку с мощами святого Кукши, благословляя мощами всех присутствующих. Кто-то рассказывает, что мол, в прошлом году был тоже очень хороший день, просто незабываемый.

В монастыре я встретила знакомых: Аллу, Валерия и их друзей, но через какое -то время теряю их из вида, потому что полностью поглощена происходящим действом.

Но вот праздник завершен, я стою у ворот и мысленно прощаюсь с преподобным Кукшей, и тихонько вздыхаю о том, что не помолилась святой Людмиле. 29 сентября также является днем памяти святой Людмилы, днем моего тезоименитства.

Уже по дороге на остановку автобуса меня догоняют те же знакомые из монастыря и дарят мне книжечку – «Житие и акафист святой  мученице благоверной княгине Людмиле Чешской». Я очень обрадовалась и мысленно была благодарна за  подарок.  Тем более у меня не было этого акафиста и в продаже я его не встречала.  Для меня это было маленькое чудо.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ ОДЕССКОГО

Одним из светильников веры во тьме богоотступничества, духовного оскудения и невежества ХХ столетия был преподобный и духоносный отец схиигумен  Кукша.

Преподобный Кукша  родился 12 января (25 н.ст.) в селе Арбузинка, Херсонской губернии (ныне Николаевская обл.) в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. У них было четверо детей: Федор, Косьма (будущий отец Кукша), Иоанн и Мария. Мать преподобного в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-то из ее детей сподобился подвизаться в иноческом чине.  Косьма с детства всей душой устремился к Богу, к святой жизни, возлюбил молитву и уединение, имел большое сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. Вот одно из событий отроческих лет его. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Сострадая ему, Косьма повез болящего к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец повелел Косьме молиться вместе с ним за брата. После их усердной молитвы и исцеления юноши старец сказал Косьме: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе: ты будешь гоним всю жизнь».

В 1895 году Косьма отправляется паломником во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода, посетив в Палестине многие святые места, Косьма на обратном пути посещает Гору Афон. На Афоне встрепенулась душа Косьмы, здесь он особенно воспылал желанием подвизаться в чине монашеском.

По возвращении в Россию Косьма посетил киевского старца Иону, известного всем своей прозорливостью и чудотворениями. Стоя к нему в очереди во дворе монастыря, Косьма думал: «А вдруг старец не благословит меня на  Афон?». Неожиданно отец Иона сам подошел к Косьме, коснулся его головы крестом и сказал: «Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!».

Харитина с великой радостью и благодарением Богу восприняла известие о решении сына. После долгих слезных молитв Косьмы, многих уговоров, отпустил сына на Афон и отец. Напутствуя Косьму в дорогу, Харитина благословила его Казанской иконой Божией Матери, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая была положена ему во гроб после кончины.

В 1896 году Косьма прибывает на Афон и поступает послушником в Русский  Свято-Пантелеимоновский монастырь. В первое время он нес послушание просфорника.

В 1897 году Косьма уже вместе с матерью вновь побывал в Иерусалиме, где  произошло два чудесных события.

Когда путешественники были у Силоамской Купели, произошло следующее. В то время существовал обычай погружаться в воду всем паломникам, особенно бесплодным женщинам. Та из них, которая первая успевала погрузиться в воду, по милости Божией становилась способной к рождению детей. Находясь у Силоамской Купели, Косьма близко стоял у края источника. Кто-то нечаянно толкнул его, и он в одежде неожиданно первым упал в воду. Окружающие люди, видя это, стали смеяться, говоря, что у него теперь будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, ибо у преподобного впоследствии действительно было много духовных чад.

Когда паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Ангел же Господень, незримо присутствовавший там, опрокинул среднюю лампаду и излил весь елей на Косьму. Люди окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, помазывались им. Так Господь показал, что через отца Кукшу множество людей будет получать Божественную благодать.

Через год, после приезда из Иерусалима на Афон, Косьма по благословению еще раз направляется в Иерусалим уже на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня.

15 марта 1901 года послушник Косьма был переведен в Фиваидский скит Свято-Пантелеимоновского монастыря и был назначен на послушание гостиничного в странноприимную для поломников, где подвизался одиннадцать лет.

28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года – в монашество и наречен Ксенофонтом.

Духовным отцом монаха Ксенофонта был духоносный старец-подвижник отец Мельхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.

В 1912 – 1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и будущего святого.

В 1913 году монах Ксенофонт становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. В 1914 году отец Ксенофонт на девять месяцев вместе с другими монахами был направлен братом милосердия в санитарный поезд, затем он возвращается в Лавру, где несет послушание в Дальних Пещерах: переоблачал святые мощи, заправлял и зажигал лампады перед ними.

Батюшка очень хотел принять великую схиму, но по молодости лет ему отказывали. Однажды ночью, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, дойдя до святых мощей схимонаха Силуана, батюшка стал усердно молиться, чтобы угодник Божий помог ему сподобиться пострижения в схиму. И вот, в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел, как думали безнадежно. Решено было постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 года при пострижении в великую схиму нарекли ему имя в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться, а затем и совсем выздоровел.

3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года – в сан иеромонаха. После закрытия Лавры, до 1938 года, батюшка служил в Киеве, в Церкви на Воскресенской Слободке.

С 1938 года для батюшки начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг. Его, как «служителя культа», приговаривают к пяти годам лагерей в городе Вильма Молотовской области, а после отбытия этого срока – к пяти годам ссылки. Так в возрасте

63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные лесоповальные работы. Работали по 14 часов в сутки, получая очень скудную и плохую пищу.

В то время в Киеве проживал епископ Антоний, который хорошо знал отца Кукшу и почитал его. Будучи в заключении, батюшка получил от него посылку, в которой вместе с сухариками положено было сто частиц присушенных Святых Даров.

«Но разве мог я один причащаться Святых Даров, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения?», – часто рассказывал об этом впоследствии преподобный.

Верующие с большой осторожностью оповестили своих, чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для охраны готовы были принять Святое Причастие. Так в одно утро, по дороге на работу, причастились сразу сто человек. Для многих это было последние Причастие в их многострадальной жизни…

В лагере с батюшкой произошло еще одно чудесное событие. Это было на Пасху.  Отец Кукша, после тяжелой болезни, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!». И вдруг услышал над головой «Кар-р-р!»,  — и к ногам упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод.

В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру и был с великой радостью принят братией. Закаленный в горниле страданий, батюшка начал нести здесь подвиг старчества, окормляя множество верующих людей. Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним.

В 1951 году отца Кукшу перевели в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Здесь старец нес послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. А также служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей. Многих, приходящих к нему, он прозорливо предостерегал от духовных падений и предстоящих бед.

Какую всенародную любовь и почитание имел старец, видно из следующего. От многих трудов и подвигов у него на ногах образовались глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Осмотреть больную ногу пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф, в схиме Амфилохий (Головатюк), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой» (т.е. умирать). Монахи и миряне горячо со слезами молились Божией Матери о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отцу Кукше, и увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул «Вымолили чада духовные!».

Духовная дочь батюшки рассказывала, что она видела в алтаре Пещерного храма во время совершения отцом Кукшей Божественной литургии благолепного мужа, сослужившего ему. Когда она сообщила об этом старцу, он сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служил вместе с ним, и строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти.

Так протекала жизнь старца в Почаевской обители, но враг рода человеческого и здесь воздвиг гонения на него, и чтобы обезопасить батюшку от нападок со стороны ненавистников, в 1957 году батюшку переводят в Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь Черновицкой епархии. Годы жизни здесь были тихими и спокойными для отца Кукши.

В 1960 г.  отца Кукшу переводят в Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь.

19 июля 1960 года старец прибывает в Свято-Успенский Одесский монастырь. Братия обители встретила отца Кукшу с любовью. И здесь исповедь была его основным послушанием. Давая себе совсем немного сна, старец вставал задолго до рассвета. Причащался он каждый день. Особенно любил раннюю литургию. Говорил, что ранняя литургия для подвижников, а поздняя – для постников. Преподобный говорил, что Причастие – это Пасха, и после причастия всегда читал Пасхальный канон.

КукшаОтца Кукшу любил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей I.  Еще будучи в Иоанно-Богословском монастыре, старец, бывало, садясь пить чай, возьмет в руки портрет Патриарха Алексия I, целует его и скажет: «Мы со Святейшим чай пьем». Слова его исполнились, когда он уже жил в Одесском монастыре. Сюда каждое лето приезжал Патриарх Алексий I, который каждый воскресный и праздничный день приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил побеседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в старое доброе время.

Преподобный имел истинное смиренномудрие. Он избегал славы человеческой и даже боялся ее. Ни перед кем не заискивая и не человекоугодничая, он не боялся обличить грешника, невзирая на чин и сан, чтобы пробудить его совесть и подвигнуть на покаяние. Но делал это мягко, с любовью, почитая в человеке образ Божий.

Когда батюшку спрашивали о последних временах, то он говорил, что некоторые из его духовных чад доживут до времени антихриста. Старец говорил: «Были мученики и теперь будут. Последние выше первых, много понесут скорбей».

«Господь Своих не оставит, только нужно не забывать, что все под Богом ходим. Надеющиеся на Господа не лишатся всякого блага».

«Господи, сподоби быть хоть скраешку, да в раюшку».

В октябре 1964 года старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии несколько часов на холодной сырой земле, он к тому же простудился и заболел воспалением легких. Положение было тяжелым. « Какое у него было терпение! Перелом бедра – и не хотел никакой перевязки, гипс хотели наложить – ни в какую»,- вспоминала духовная дочь старца схимонахиня Ангелина. «Надо все терпеть», — всегда говорил старец».  За полчаса до смерти,  в 1.30 ночи, отец Кукша, лежа на кровати, стал благословлять на все стороны. Одна матушка, бывшая при кончине старца, спросила: «Батюшка, что Вы… кого крестите, ведь здесь никого нет…». Он говорит: «Это я благословляю чад своих, тех, которые далеко живут, они не смогут приехать. Вот я с ними и прощаюсь». Как потом рассказывали его духовные чада, приехавшие после его погребения, многие из них видели благословляющего старца у себя в домах.

За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время…», и очень спокойно отошел, так вспоминают очевидцы.

Блаженный подвижник предвидел обстоятельства своей кончины. Схимонахиня Ангелина вспоминала: «Батюшка иногда говорил: «90 лет – Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро – показывал руками – возьмут лопаточки и закопают». И действительно, его слова исполнились. Он упокоился в два часа ночи, а утром этого же дня над могильным холмиком уже возвышался крест. Скончался, когда ему было без месяца 90 лет. Власти боялись большого стечения народа, распорядились по почтовым отделениям связи не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, препятствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина – монастырь». Власти дали срок на погребение два часа.

После блаженной кончины старца свидетельством его святости явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и 29 сентября 1994 года правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил обретение мощей старца, а  22 октября того же года было совершено его прославление в лике святых.

Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех пред Богом.

Сегодня мощи преподобного Кукши почивают в Одесском Свято-Успенском монастыре, по завету святого, источая благодатную помощь всем, кто с верою к нему обращается.

 ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ

Есть множество свидетельств о чудесах, связанных с преподобным Кукшей Одесским.

Это только очень небольшая их часть.

Один молодой послушник, не понимая, зачем батюшка каждый вечер окропляет свою келию святой водой, как-то спросил его: «Батюшка, зачем это Вам надо окроплять? Что оно дает?». А батюшка ответил: «Дает, дает…». Прошло дня три. Батюшка зашел к послушнику в келию и на глазах у него начал окроплять его келию святой водой. Впоследствии послушник  рассказывал: «И вдруг я такое увидел, такое увидел! Полная келия бесов, и все бегут гурьбой в двери, да не успевают, вываливаются один через другого…» Окропив келию, батюшка спросил: «Ну что, видел, что оно дает?».

Духовная дочь старца рассказала такой случай : «Я попросила у кого-то книжку с акафистом, хотела переписать себе. В храме положила книжку там, где свечи продают, инок Фаддей видел, — и пошла к помазыванию елеем. Прихожу – а книжки нет». Женщина стала скорбеть и обратилась к отцу Кукше. А он говорит: «Не скорби, проси, чтобы Господь принял это как милостыню. А враг милостыни не любит, он все вернет, вернет». На другой день вечером книжка лежала на том же месте, где ее положили. Инок Фаддей рассказал: «Вот, принесли люди, сказали, что нашли в трамвае эту книжку. Не знали, куда деть, думали-думали и решили в монастырь сдать. Пришли в монастырь и положили на то же место, где она и была».

Схимонахиня Ангелина вспоминала: «Я по какому-то делу зашла к старцу, а он говорит, что напротив Свято-Николаевского храма сидит человек, такой голодный-голодный, и повелел передать ему еду. Я вышла, и действительно, напротив храма сидит тучный мужчина. Подошла и сказала, что отец Кукша передал ему поесть. Он удивился, заплакал и сказал, что, действительно, уже три дня ничего не ел и так обессилел, что не может подняться со скамейки. Оказывается, у него на вокзале украли вещи и деньги. Стыдно было просить, и он находился в сильном унынии. Долго удивлялся этот человек прозорливости старца».

После блаженной кончины старца совершались чудеса на могилке преподобного. А по прославлении, от его святых мощей стали совершаться знаменательные случаи исцеления больных.

По молитвенному предстательству преподобного Кукши, Господь воскресил из мертвых младенца. В Одессе, в одной православной семье, в 1996 году, в ночь с Рождества Христова на следующий день, девочка двух лет по имени Ксения внезапно заболела. Температура резко поднялась выше 39 градусов. Бабушка Ксении, которая по профессии была врачом, видя крайне тяжелое состояние, попросила свою дочь, мать девочки, вызвать «скорую». Та, позвонив по телефону, вызвала «скорую». Внезапно Ксения на руках у бабушки затихла. Бабушка начала осматривать внучку: сердце ее не билось – жизнь оставила девочку. «Скорую не надо, уже поздно…», — сказала она дочери.  Мать, в отчаянном состоянии, встала на колени перед иконами и начала слезно молиться: «Господи, возьми мою душу, а ее душу оставь!». После долгой молитвы она зажгла ладан, с молитвой покадила комнату, и тут вспомнила, что осенью 1994 года, когда была в Свято-Успенском Одесском монастыре, ей дали частицы облачения и гроба преподобного Кукши. Призвав имя святого, мать взяла эти частицы и приложила ко лбу  умершей девочки. Вдруг Ксения глубоко вздохнула и пришла вся в движение – жизнь вернулась к ней. Когда девочка пришла в себя, то показав рукой на икону преподобного, попросила мать: «Дай мне Кукшу…». Прибывший врач, осмотрев девочку, сказал, что никаких оснований для вызова «скорой» он не нашел. В семье этот день называют вторым днем рождения Ксении.

Составитель

прихожанка Храма Людмила Манина .

_____

Литература:

Жития Одесских святых/ Отв.ред А.М.Яций. – Одесса, 2001.

Информация с сайта http://www.pravoslavie.ru/put/73964.htm

Количество просмотров: 1,437.

Posted in Без рубрики, Святые угодники Божьи Одесской земли.

Добавить комментарий