День празднования Почаевской иконы Божией Матери 05.08.2019 г.

Почаевская икона Божией Матери

По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­над­ле­жит к чис­лу наи­бо­лее чти­мых свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Она из­вест­на все­му сла­вян­ско­му ми­ру: ее чтут в Рос­сии, в Бос­нии, Сер­бии, Бол­га­рии и дру­гих ме­стах. На­ря­ду с пра­во­слав­ны­ми на по­кло­не­ние чу­до­твор­но­му об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дят и хри­сти­ане дру­гих ис­по­ве­да­ний. В По­ча­ев­ской Лав­ре, древ­нем опло­те Пра­во­сла­вия, чу­до­твор­ная ико­на пре­бы­ва­ет око­ло 400 лет. (Све­де­ния о пе­ре­не­се­нии ико­ны в По­ча­ев­скую оби­тель по­ме­ще­ны 8 сен­тяб­ря). Чу­де­са, про­ис­те­ка­ю­щие от свя­той ико­ны, мно­го­чис­лен­ны и за­сви­де­тель­ство­ва­ны в мо­на­стыр­ских кни­гах за­пи­ся­ми ве­ру­ю­щих, с мо­лит­вою об­ра­щав­ших­ся об из­бав­ле­нии от неиз­ле­чи­мых неду­гов, осво­бож­де­нии от пле­на и вра­зум­ле­нии греш­ни­ков.

Празд­но­ва­ние в честь По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 23 июля бы­ло уста­нов­ле­но в па­мять из­бав­ле­ния Успен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры от ту­рец­кой оса­ды 20–23 июля 1675 го­да.

Ле­том 1675 го­да во вре­мя Зба­раж­ской вой­ны с тур­ка­ми, в цар­ство­ва­ние поль­ско­го ко­ро­ля Яна Со­бес­ско­го (1674–1696), пол­ки, со­сто­я­щие из та­тар, под пред­во­ди­тель­ством ха­на Нур­ре­ди­на, через Виш­не­вец под­сту­пи­ли к По­ча­ев­ской оби­те­ли, об­сту­пив ее с трех сто­рон. Сла­бая мо­на­стыр­ская огра­да, как и несколь­ко ка­мен­ных зда­ний оби­те­ли, не пред­став­ля­ла ни­ка­кой за­щи­ты для оса­жда­е­мых. Игу­мен Иосиф Доб­ро­мир­ский убе­дил бра­тию и ми­рян об­ра­тить­ся к небес­ным за­ступ­ни­кам: Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и пре­по­доб­но­му Иову По­ча­ев­ско­му (па­мять 28 ок­тяб­ря). Ино­ки и ми­ряне усерд­но мо­ли­лись, при­па­дая к чу­до­твор­но­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри и к ра­ке с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Иова. Утром 23 июля с вос­хо­дом солн­ца та­та­ры дер­жа­ли по­след­ний со­вет о штур­ме оби­те­ли, игу­мен же ве­лел петь ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри. С пер­вы­ми сло­ва­ми «Взбран­ной Во­е­во­де» над хра­мом вне­зап­но яви­лась Са­ма Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца, «омо­фор бе­лоб­ли­стя­щий­ся рас­пус­кая», с небес­ны­ми ан­ге­ла­ми, дер­жа­щи­ми об­на­жен­ные ме­чи. Пре­по­доб­ный Иов на­хо­дил­ся близ Бо­жи­ей Ма­те­ри, кла­ня­ясь Ей и мо­лясь о за­щи­те оби­те­ли. Та­та­ры при­ня­ли небес­ное во­ин­ство за при­ви­де­ние, в смя­те­нии ста­ли стре­лять в Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и пре­по­доб­но­го Иова, но стре­лы воз­вра­ща­лись на­зад и ра­ни­ли тех, кто их пус­кал. Ужас охва­тил непри­я­те­ля. В па­ни­че­ском бег­стве, не раз­би­рая сво­их, они уби­ва­ли друг дру­га. За­щит­ни­ки мо­на­сты­ря устре­ми­лись в по­го­ню и за­хва­ти­ли мно­гих в плен. Неко­то­рые плен­ные впо­след­ствии при­ня­ли хри­сти­ан­скую ве­ру и оста­лись в оби­те­ли на­все­гда.

В 1721 го­ду По­ча­ев был за­нят уни­а­та­ми. Од­на­ко и в это труд­ное для Лав­ры вре­мя мо­на­стыр­ская ле­то­пись за­фик­си­ро­ва­ла 539 чу­до­тво­ре­ний от про­слав­лен­ной пра­во­слав­ной свя­ты­ни. Во вре­мя гос­под­ства уни­а­тов, во вто­рой по­ло­вине ХVIII ве­ка, на­при­мер, граф-уни­ат Ни­ко­лай По­тоц­кий стал бла­го­тво­ри­те­лем По­ча­ев­ской Лав­ры по сле­ду­ю­ще­му чу­дес­но­му об­сто­я­тель­ству. Об­ви­нив сво­е­го ку­че­ра в том, что взбе­сив­ши­е­ся ло­ша­ди пе­ре­вер­ну­ли ко­ляс­ку, граф до­стал пи­сто­лет, чтобы убить его. Ку­чер, об­ра­тясь к По­ча­ев­ской го­ре, под­нял ру­ки вверх и вос­клик­нул: «Ма­терь Бо­жия, яв­лен­ная в иконе По­ча­ев­ской, спа­си ме­ня!» По­тоц­кий несколь­ко раз пы­тал­ся вы­стре­лить из пи­сто­ле­та, ни­ко­гда ему не из­ме­няв­ше­го, но ору­жие де­ла­ло осеч­ку. Ку­чер остал­ся жив. По­тоц­кий немед­лен­но от­пра­вил­ся к чу­до­твор­ной иконе и ре­шил се­бя и все свое иму­ще­ство по­свя­тить на устро­е­ние оби­те­ли. На его сред­ства по­стро­е­ны Успен­ский со­бор и брат­ский кор­пус.

Воз­вра­ще­ние По­ча­е­ва в ло­но Пра­во­сла­вия в 1832 го­ду бы­ло озна­ме­но­ва­но чу­дес­ным ис­це­ле­ни­ем сле­пой де­воч­ки Ан­ны Аким­чу­ко­вой, при­шед­шей на по­кло­не­ние свя­ты­ням с се­ми­де­ся­ти­лет­ней ба­буш­кой за 200 верст из Кре­ме­нец-По­доль­ска. В па­мять этих со­бы­тий ар­хи­епи­скоп Во­лын­ский свя­щен­но­ар­хи­манд­рит Лав­ры Ин­но­кен­тий (1832–1840) уста­но­вил еже­не­дель­ное, по суб­бо­там, чте­ние со­бор­но­го ака­фи­ста пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной. Во вре­мя управ­ле­ния Лав­рой свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том Ага­фан­ге­лом, ар­хи­епи­ско­пом Во­лын­ским (1866–1876) был устро­ен осо­бый при­дел на хо­рах Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в па­мять по­бе­ды над та­та­ра­ми, освя­щен­ный 23 июля 1875 го­да.

По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дит­ся в По­ча­ев­ской оби­те­ли. На го­ре, где сей­час рас­по­ло­жен мо­на­стырь, по­се­ли­лись два ино­ка в 1340 го­ду. Один инок по­сле мо­лит­вы по­шел к вер­шине го­ры и, вдруг, уви­дел Бо­жию Ма­терь, сто­яв­шую на камне и окру­жен­ную пла­ме­нем. Он по­звал бра­та по­смот­реть на чу­до. Тре­тьим сви­де­те­лем ви­де­ния был пас­тух Иоанн Бо­сой. Он взбе­жал на го­ру, и они втро­ем про­сла­ви­ли Бо­га. На камне, где сто­я­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, на­все­гда остал­ся от­пе­ча­ток Ее пра­вой сто­пы.

В 1559 го­ду Кон­стан­ти­но­поль­ский мит­ро­по­лит Нео­фит, про­ез­жая через Во­лынь, по­се­тил жив­шую в име­нии Ор­ля, неда­ле­ко от По­ча­е­ва, дво­рян­ку Ан­ну Гой­скую. В бла­го­сло­ве­ние он оста­вил Анне при­ве­зен­ную из Кон­стан­ти­но­по­ля ико­ну Бо­го­ро­ди­цы. Ста­ли за­ме­чать, что от ико­ны ис­хо­дит си­я­ние. Ко­гда пе­ред ико­ной ис­це­лил­ся брат Ан­ны Филипп, она пе­ре­да­ла в 1597 г. чу­до­твор­ный об­раз ино­кам, по­се­лив­шим­ся на По­ча­ев­ской го­ре. Свя­той об­раз был по­став­лен в храм, воз­двиг­ну­тый в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Поз­же там ос­но­ван мо­на­стырь, на со­дер­жа­ние ко­то­ро­го Ан­на Гой­ская пе­ре­да­ла боль­шие сред­ства.

Чу­до­твор­ная ико­на ста­ла на­зы­вать­ся По­ча­ев­ской. Сре­ди мно­гих сви­де­тельств о по­мо­щи Ца­ри­цы Небес­ной из­вест­но сле­ду­ю­щее.

Мо­нах По­ча­ев­ско­го мо­на­сты­ря был за­хва­чен в плен та­та­ра­ми, На­хо­дясь в нево­ле, он вспо­ми­нал По­ча­ев­скую оби­тель, ее свя­ты­ни, Бо­го­слу­же­ния, пес­но­пе­ния. Осо­бен­но тос­ко­вал инок при на­ступ­ле­ний празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и слез­но мо­лил Бо­жию Ма­терь об из­бав­ле­нии из пле­на. И вот, по мо­лит­вам Пре­свя­той Де­вы, од­на­жды ис­чез­ли сте­ны тем­ни­цы, а инок ока­зал­ся у стен По­ча­ев­ской оби­те­ли.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

С сайта http://azbyka.ru

Количество просмотров: 1,351.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий