«Православные пишут…» Геннадий А. Калугин. «Лицо любого СМИ – его авторы»

Лицо любого СМИ – его авторы

20 июля на интернет-сайте «Думская» была опубликована довольно странная статья: «Лицо Города. Церковные МАФы – везде и повсюду». Удивительная статейка, содержащая массу противоречий даже в самой себе, разных «придумок», выдающая откровенную некомпетентность автора. А это уже, как всем известно, совершенно неприемлемо для любой публикации.

Пользуясь тем, что, как автор справедливо замечает, «взгляды на эту проблему могут быть диаметрально противоположными» (видно, что сам автор не очень уверен в написанном), посмеем изложить откровенно «диаметрально противоположный» взгляд.

Как краевед и автор путеводителей по Одессе, очень даже заинтересовавшийся в последнее время историей монастырей и церквей Одессы и Одесской области, попробую разобраться в том, что среди излишней жары нынешнего лета написано автором упомянутой статьи, пожелавшим, как он заявляет, «чем бы еще эдаким удивить своих читателей». Ну, вдруг прихоть такая возникла – удивить утомлённых солнцем отдыхающих чем-нибудь «эдаким». И, откровенно говоря, своего добился, — удивил и даже насмешил.

Ну, взять, хотя бы, смелое заявление о том, что именно церкви, наравне с МАФАми, «портят лицо города своими сомнительными, с точки зрения эстетики, строениями». Разве не смешно? По-моему наборы открыток о городах и путеводители сегодня почти не обходятся без фото красивейших из храмов. Есть даже специальная экскурсия «Храмы Одессы», посвященная богомольным сооружениям очень разных религий и конфессий. Есть достаточно специальных изданий о храмах и монастырях Одессы и области, которые довольно популярны. Опять же, сайты в интернете. Храмы, ведь, — одни из самых интересных, с точки зрения эстетики, сооружения, в которых авторы их получают возможность реализовать лучшие стороны своего таланта. Не случайно некоторые из них признаны памятниками архитектуры. Да, есть и такие храмы, которые носят характер временных, так как устроены в приспособленных помещениях, за неимением средств на быстрое сооружение нового здания. Есть и такие, которые только заложили или ещё строят. Но удивляться по этому поводу нет никаких оснований – в городе много чего только заложено или строится. Впрочем, здесь можно поблагодарить автора за то, что показал читателям те сооружения, которые сегодня нуждаются в их помощи (стоит, кстати, отметить высокое качество многих фотографий в публикации).

Хорошо, что автор задался вопросом: «Почему в эпоху торжества науки, церкви плодятся на улицах города, как грибы?» Во-первых, он лишний раз показал этим, что писал статью, просто не разобравшись в материале, а потому сам себе задаёт такие вопросы. И здесь хочется адресовать его к очень активно переиздающейся ныне книге «Наука и религия» выдающегося врача-хирурга, профессора медицины, Лауреата Сталинской премии 1-й степени за научные достижения, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Очень обоснованно святой приходит к следующему: «Откуда же происходит распространённое среди студентов и вообще образованных людей, мнение, что наука противоречит религии?

Его причина в поверхностном знании, как в области науки, так и в области религии (…) Полузнание – бич нашего времени: оно-то и создаёт названное только что предубеждение».

Многочисленными примерами святой показывает, что наука только подтверждает догмы религии, подтверждает существование всесильной воли Божьей, и приводит высказывания о том ряда известнейших и доныне почитаемых философов, писателей и учёных. Среди них Ньютон, Эйнштейн, Пастер, Коперник, Гейне, Гёте, Вольтер, Карл Линней и даже, Вы удивитесь, Чарльз Дарвин. Так, Вольтер писал: «нужно быть слепым, чтобы не быть ослеплённым картиной природы, нужно быть глупым, чтобы не признавать её Творца, нужно быть безумным, чтобы пред Ним не преклониться. Атеизм опасен у людей учёных, хотя бы жизнь у них была вполне нравственна». Н.И. Пирогов в известном «Дневнике» пишет: «Вера в Высшее Существо, как источник жизни, во вселенный Разум не противоречит научным убеждениям».

Всем известна религиозность и наших современников, например, выдающегося учёного, академика В.П. Филатова, опять же В.Ф. Войно-Ясенецкого — профессора и заведующего кафедры медуниверситета. Есть среди других современных нам учёных немало людей, работающих даже в сфере космической, и разделяющих такие взгляды.

А вот ещё пример из сферы космоса. Во времена, когда «распространители научных знаний» были вездесущи, один из таковых прочитал лекцию в Одесском женском монастыре, не забыв, конечно же, заявить, что Гагарин в космосе был, но Бога не видел. И делал лектор из этого вывод, что Бога нет. Выслушав всё это, совершенно молодая монашенка задала ему простейший вопрос: «А Вы Гагарина видели?» Лектор ответил: «Нет, я не видел». «Ну, тогда и Гагарина нет» сказала монашка, продлив «логическую цепочку» суждений лектора. Пример весьма поучительный.

Надеюсь, что я хотя бы чуть-чуть помог автору ответить на оказавшийся непосильным для него вопрос: «Почему в эпоху торжества науки, церкви плодятся на улицах города, как грибы?» (Остальное см. в указанной выше книге свт. Луки). Поняв это, уважаемый земляк, вы поймёте, кроме того, почему всё более людей, также как христиане, добиваются создания всё большего количества не только церквей, но и парков, детских садов, и других благотворительных заведений. При том, вовсе не «сложив руки». И тогда Вы осознаете, например, почему при указанном автором храме на улице Белинского, есть дом для детей-сирот, где их кормят, одевают и достойное образование дают. И есть там же столовая для малоимущих и обездоленных, где кормят голодных. И Марфо-Мариинская обитель, сёстры которой могут оказать медицинскую помощь нуждающимся. А в женском монастыре и Свято-Алексеевском храме (восстановлен лишь в ¾ своего прежнего объёма с учётом интересов окружающих), который Вы так талантливо «сфоткали», собирают вещи и продукты для беженцев и тех, кто остался в зоне боевых действий. О каких же налогах может быть речь там, где Церковь, в меру сил, помогает материально государству в обеспечении обездоленных? Ведь Церковь – некоммерческая организация, не зарабатывает, а отдаёт.

Автор статьи на сайте «Думская» не раз противоречит сам себе. Например, пишет: «Конечно, право носить крестик, молиться Богу и крестить детей никто не отменял. Но кто обеспечит каждому из нас право жить в секулярном мире? Право, гарантированное, между прочим, Конституцией». Слава Богу, что автор не отрицает право христиан быть христианами! Но Вы, уважаемый, вместе с «каждыми» имеете полное право жить как Вам угодно, и вполне в соответствии с Конституцией. Кто же Вас заставляет жить иначе? Никто и ничто в «свободном мире» не заставляет вас быть «неверующим» или же верующим, например, в какую-нибудь «политическую силу». Если завидно, друг, то, добивайтесь, например, чтобы не только церкви, кирхи и мечети были красивыми, но и дома для богатых чтобы тоже строили не уродцами-монстрами, подобными по духу «Титанику», а так, чтобы весь город гордился ими и был красив.

Заявленное Вами: «строят свои объекты церковники обычно без всяких документов» опять не может не вызвать удивления. Приведенный Вами первый же пример (храм на территории ГКБ №3) полностью противоречит этому. Вы же просто не проверяли этого, заявление откровенно голословное.

Удивляет и Ваше удивление (прошу извинить за тавтологию, но давайте смешить вместе) по поводу наличия храмов на территориях больниц и госпиталя. Например, при освящении закладки храма на территории той же больницы №3 сами врачи говорили о насущной необходимости этого. Так Людмила Бабенко, заведующая кардиологическим отделением острого инфаркта миокарда сказала: «Даже основатели больницы, среди которых профессор Людмила Олейникова, ещё в советские годы считали одинаково важным и чтение молитв, и выполнение рекомендаций лечащего врача. Когда она делала обходы, это 30 лет назад, и проводила беседу с пациентами, она говорила: «Раньше люди перед сном читали «Отче наш», хорошо, если вы перед сном прочитаете «Отче наш», но как «Отче наш» вы должны выполнять и рекомендации ваших врачей». Андрей Самофал, заведующий отделением интенсивной терапии и реанимации напомнил: «Академик Неговский в 60-м году ввёл термин: «Реанимация как возвращение души в тело». У меня возникал вопрос, в чём же разница между врачом и священником, и мне говорили, что задача врача сделать так, чтобы человек мог дойти до храма. И когда храм приблизился к больному — это очень большое и важное дело». Поверим же опытным врачам и больным, которые посещают храм или часовню при больнице либо приглашают священника в палату, и родителям, которые спешат окрестить здесь своих новорождённых деток, и прихожанам, наполняющим храм в праздничные дни.

Ещё одно среди многих, удивительно ироничное заявление: «По дороге на поселок Котовского имеется прелюбопытнейший экземпляр для нашего обзора. Открыт в рамках предвыборной кампании нынешнего городского головы и, очевидно, за его счет. На иконах — сам Александр Суворов, никем пока не канонизированный, и император Николай II». Во-первых, конечно же, ещё раз огромное спасибо Г.Л. Труханову за такой подарок городу, который об этом давно мечтал и даже мало надеялся – памятник А.В.Суворову. Не многие политики могут похвастаться таким отношением к Одессе, есть, к сожалению, множество примеров противоположных. Хочется только упомянуть о том, что в Швейцарии, где законодательно (!) запрещено ставить памятники военным и иностранцам, установлен только один памятный знак, противоречащий общему правилу, – А.В.Суворову, в память о героической переправе через так называемый «Чёрнов мост». В Одессе же, в создании которой выдающийся военачальник принимал прямое участие, памятник этот должен был стоять давно – заложен (в другом, правда, месте) ещё в 1969 году, в день 175-летия города. Только теперь, 220-летие город отметил с таким монументом. За памятником на фото – часовня, освящённая Митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом одновременно с памятником. Прав автор, что Суворов не канонизирован, а потому, вопреки «хлёсткому» его очередному выпаду, нет на стенах часовни иконы православого полководца и быть не могло. Где её автор увидел? Хотя сонм святых на иконах здесь достойный: святой воин Феодор Ушаков, святой князь Димитрий Донской, святой князь Ярослав Мудрый, святой князь Владимир Великий, святой князь Александр Невский (небесный покровитель Александра Суворова; этого же святого икона и внутри часовни) и святого мученика царя Николая. Есть внутри часовни ещё иконы Владимирского образа Богородицы и «Спас Нерукотворный». Это всё — для так интересующегося святынями автора. А где же он увидел «на иконах» А.В. Суворова? Впрочем, не будем очень строги, человеку малокомпетентному в канонах Церкви, а тем более неверующему, ещё не такое показаться может.

Нудно, откровенно говоря, разбирать все «завалы» этой статьи, просто неинтересно. Радует только то, что человек, задающий через СМИ вопросы, явно пытается понять окружающий мир, свой город, делая при этом для себя много открытий. Не всё, действительно, легко и быстро даётся. Здесь главное желание и терпение. Успехов Вам в этом, Алексей.

Геннадий А. Калугин.

Член Правления Одесской областной организации

Украинского общества охраны памятников истории и культуры,

Почётный работник морского и речного транспорта Украины.

Количество просмотров: 213.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий