Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия. 01.03.2015 г. Проповедь настоятеля Храма протоиерея Иоанна ( Полещук ).Текст и видео проповеди.

Видео проповеди.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник, который называется Торжество Православия. В нашей Церкви есть такой праздник, когда мы торжествуем, потому что мы чувствуем и понимаем, что мы непобедимы. Непобедимы потому, что с нами Христос. Господь наш Иисус Христос. И благодаря тому, что Он является Главой нашей Церкви – Церковь непобедима. Врата ада не одолеют её.
Если мы, дорогие братья и сестры, сейчас обратимся к истории, мы увидим, что на протяжении всей истории православная Церковь терпела много разных гонений. На протяжении всей истории Церковь украшали тысячи и тысячи мучеников.
Действительно, Церковь терпела разные горести, разные нестроения. С первых веков христианства было воздвигнуто страшнейшее гонение. За то, что человек являлся христианином, его за это могли убить. Его за это могли придать страшным мучениям; за это его могли лишить имущества. Но Церковь всё равно росла. Несмотря на все эти ужасы в Церкви Христовой появлялось всё больше и больше людей, которые становились членами Тела Христова, членами Церкви.
И Церковь разрасталась, она распространялась. И те мученические смерти, они свидетельствовали не только о вере тех мучеников, которые шли на мучения, но это было еще такой проповедью, проповедью о том, что это есть Истина. И за эту Истину тысячи и тысячи готовы были умереть, но не отказаться от этой Истины, не отказаться от Христа.
И вот, дорогие братья и сестры, когда Церковь получила свободу? После 312 года, когда был принят Константином Великим Миланский эдикт, Церковь этим эдиктом была уравнена со всеми другими религиями, с язычеством. Но это давало возможность открыто быть христианином, хотя еще были отголоски в разных странах Империи, гонения на Церковь. Но, тем не менее, в Римской Империи уже можно было свободно исповедовать христианство. Можно было подниматься из катакомб, где прятались христиане, можно было выходить наверх, строить храмы. Но диавол, враг рода человеческого, враг Церкви Православной, он воздвиг другие гонения. Начали появляться различные ереси: Арий, Несторий, Евтихий. И можно перечислять еще очень много других ересей и разных ересиархов, которые начинают искажать учение Церкви. И что самое удивительное, что Арий, и Несторий, и Македоний и другие ересиархи, они вели праведный образ жизни, что очень сильно прельщало многое количество православных христиан. Они вели подвижнический образ жизни. Они действительно пребывали в молитве, они несли подвиги. Но они искажали учение Церкви Православной. Они действительно совершали страшное: они учили противно Священному Писанию.
И вот начались расколы, начались разделения Церкви. Но и начали собираться Вселенские соборы для того, чтобы опровергнуть эти ереси.
Апостол Павел пишет, он говорит о том, что «Да будут у вас в Церкви разногласия для того, чтобы выявились из вас искусные». То есть те, которые действительно имеют Богом данный талант для того, чтобы защищать Православие. Благодаря этому и Церковь Православная начала развивать догматическое учение, потому что до Вселенских соборов Церковь, конечно же, развивалась, но было написано очень мало каких-либо богословских трудов.
Но вот когда Церковь получила такой вызов от деятельности ересиархов, то она эти действия начала опровергать. А когда начали опровергать ереси, начали появляться и труды святых отцов, которыми они опровергали эти ереси. И наука – богословие – начала развиваться. И на Вселенских соборах мы с вами видим, что все эти ереси были опровергнуты на основе Священного Писания.
Начали появляться святые отцы, которые действительно учили правильной вере и вели за собой стадо Христово.
Ересей было много. Но одна из последних ересей – это была ересь иконоборчества. Это страшная ересь, потому что эта ересь запрещала поклоняться святым иконам. Эта ересь ставила икону на один уровень с языческим идолом. И вот эта ересь начала развиваться очень сильно. Начали появляться в Византии императоры-иконоборцы, которые боролись со святыми иконами, которые низлагали иерархов Церкви, защищавших истинное Православие, и ставили иконоборцев патриархов, ставили епископов-иконоборцев.
Но мало того, это не было простым каким-либо учением. Гнали тех, которые поклонялись святым иконам. В храмах снимали иконы, люди дома не могли молиться перед иконами. А тех людей, которые защищали поклонение святым иконам, то их не просто гнали. Были сотни и тысячи случаев, когда таких людей мучили, запирали в тюрьмах, а то и казнили.
Эта ересь не одно столетие терзала православных людей. Была действительно величайшая борьба. Эта ересь основывалась на заповедях Ветхого Завета о том, что человек не должен поклоняться творениям рук человеческих, о том, что человек не должен поклоняться никакому образу.
Но мы с вами, дорогие братья и сестры, разумные люди, и читая Ветхий Завет видим, что Господь дал эту заповедь израильскому народу тогда, когда народ израильский вышел из языческого плена. И для того, чтобы эти люди не впали в язычество, Бог даёт им эту заповедь. И мы с вами видим в истории Ветхого Завета то, что когда Моисей взошел на гору Синай для получения 10 заповедей, народ израильский не мог его дождаться и поэтому сделал тельца, идола, изваяние, и этому идолу начал поклоняться как самому Богу. Вот чем жил тогда Израиль. Они легко могли впасть в язычество, и тогда Бог даёт им эту заповедь.
Но народ израильский духовно возрос. Когда уже не было угрозы того, что они могут впасть в язычество, Бог повелевает совершенно другое. Бог даёт совершенно другую заповедь. Он повелевает Моисею сделать Ковчег Завета. Над Ковчегом Завета сделать Херувимов и перед Ковчегом Завета поклоняться Ему – Богу, совершать молитвы.
Но Ковчег Завета был изделием рук человеческих, это также был образ и творение рук человеческих. Но вот Господь даёт им эту заповедь, повелевает, чтобы они это совершали, потому что они уже духовно возросли, потому что они уже понимают, что они поклоняются перед этой святыней Богу. В Ковчеге Завета находились 10 заповедей, Скрижали Завета, и, поклоняясь, человек этим самым говорил о том, что он будет исполнять эти заповеди.
И действительно, Бог также повелевает и Соломону, который строил Иерусалимский храм, чтобы там имелись изображения. Мы с вами знаем из Священного Писания Ветхого Завета о том, что стены Иерусалимского храма были украшены изображениями ангелов и архангелов, и там израильский народ молился Богу.
Когда Бог был Невидимый, Его невозможно было изображать. Но когда Невидимый стал Видимым, когда Господь наш Иисус Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы, пришёл на землю, то Бог стал Видимым. И поэтому мы на иконе можем изображать Богочеловека. Мы с вами можем изображать на иконах Матерь Божию и святых угодников Божиих. Но мы с вами поклоняемся не краскам, не дереву, а мы с вами поклоняемся Господу, мы с вами молимся Матери Божией, молимся святым угодникам Божиим. И мы с вами имеем тысячи и тысячи свидетельств о том, что Господь нас слышит, Матерь Божия слышит, и святые угодники Божии отзываются на нашу молитву, когда мы молимся перед иконами.
И это есть лучшее свидетельство того, что иконопочитание действительно правильно. Что действительно человеку через икону гораздо легче молиться, легче обращаться к Богу, легче обращаться к Матери Божией и святым.
И, конечно же, человек православный, когда сам видит икону, он перекрестится. Православный человек, который увидел икону Спасителя, он обязательно вспомнит Бога.
Действительно, мы с благоговением относимся к иконам. И мы знаем тысячи и тысячи свидетельств о том, как люди получали чудесное исцеление. Люди получали исцеление не от дерева, не от красок. Люди получали исцеление от Самого Бога, от Матери Божией, по ходатайству святых угодников Божиих.
И мы понимаем с вами, что не икона исцеляет, а Бог исцеляет. Но Бог действует через икону. Своего рода икона – это проводник благодати Божией.
И вот, дорогие братья и сестры, на VII Вселенском соборе святыми отцами в 787 году было определено, что в Церкви будет иконопочитание. И ересь иконоборчества была опровергнута.
Но еще до 843 года, больше, чем 50 лет, всё равно продолжалось иконоборчество. Но вот императрица Феодора, которая царствовала в то время в городе Константинополе, в 843 году, в 1-й день Великого Поста 11 марта (это был воскресный день), она своим указом запретила иконоборчество, запретила гонения на Церковь. И патриарх Иоанн, который был тогда иконоборцем, был снят с патриаршего престола и был выбран новый патриарх – православный, патриарх, который хранил святоотеческие предания. И вот таким образом была побеждена иконоборческая ересь.
И поэтому мы с вами сегодня празднуем праздник Торжества Православия, потому что истина восторжествовала.
Но, дорогие братья и сестры, конечно же после 843 года много было и других ересей, много было и других гонений, много было отступников и лживых пастырей. И сейчас мы с вами их имеем, и сейчас они есть — те, которые раздирают Церковь Божию. Но из уроков истории мы с вами знаем: Церковь непобедима! Потому что с нами Бог.
«Кто Бог велий, яко Бог наш?!» — вы сегодня слышали эти слова. Кто может быть больше нашего Бога? Только Бог наш. Потому что мы с Богом и мы непобедимы.
Свидетельством этого является недавнее время. Начиная с 1917 года, Церковь хотели уничтожить, Церковь хотели запретить, Церковь хотели растоптать. Находились такие деятели, которые хотели показать нам последнего попа. Но где они, помним ли мы о них. Только в учебниках истории. А Церковь стоит, храмы строятся, а эти гонители ушли в забвение.
Конечно, были тысячи исповедников, было сотни тысяч мучеников. Но мы выстояли, потому что истинно, искренне, по-настоящему веровали Господу.
И сейчас, дорогие братья и сестры, несмотря на трудное время, несмотря на все нестроения, мы всё равно выстоим. Всё равно Церковь наша будет торжествовать, потому что с нами Бог.
И если мы будем искренне, по-настоящему веровать, если мы будем настоящими чадами Церкви, Церковь наша будет торжествовать. И сейчас она торжествует, потому что вы здесь находитесь в храме Божием. Когда мы все с вами вместе собираемся и служим Божественную Литургию, это уже есть Торжество Православия. Когда мы оказываем какую-то помощь, собираем нуждающимся – это уже Торжество Православия.
Мы с нашими прихожанами поехали в санаторий Куяльник, где находятся инвалиды, 37 инвалидов, переселенцы из Донецкой и Луганской областей. И там им помогли – это уже Торжество Православия.
Построили этот храм мы вместе с вами в больнице, и сюда может прийти болящий человек, помолиться Богу. И это уже есть Торжество Православия.
Когда-то, лет 5 назад, может быть даже еще чуть-чуть больше, когда мы только открывали часовню на 1-м этаже больницы, и когда совершалось освящение, была информация по телевидению, в Интернете. И как-то я, зайдя в Интернет, увидел репортаж о том, что освящалась часовня, наша часовня. И почитал отзывы. И там писали: «Вот, попы открыли еще один филиал!» Сколько там было таких отзывов. И вдруг, прочитывая все эти отзывы, я читаю один отзыв. Какая-то девушка написала о том, что ее мама лежит в больнице в тяжелейшем состоянии. Врачи сказали: она умирает, вряд ли мы что-то сможем сделать. И когда девушка спускалась на 1-й этаж, то увидела часовню, побежала туда и молилась на коленях, плакала, рыдала. «Сколько я молилась, — пишет девушка, — я не знаю. Но потом я поднялась наверх и мне врач говорит: вы знаете, она как будто оживает». И девушка пишет: «Я убеждена в том, что эта часовня помогла».
И когда я прочитал этот последний отзыв, зашел через два месяца на тот же сайт и посмотрел, — больше никаких отзывов не было. Никто больше ничего плохого не писал.
И вот, дорогие братья и сестры, это действительно Торжество Православия. Что мы торжествуем, что мы можем строить. И мы строим. Трудно нам, тяжко, но мы это делаем. И дай Бог, чтобы люди приходили в Церковь. Потому что мы с вами слышали в Евангелии, что Господь оставляет 99 и идет ищет одну заблудшую, и когда находит её – радуется. Радуется еще больше, чем о 99-ти, которые не заблудились.
Так и мы, дорогие братья и сестры, всегда радуемся, когда приходит один человек, который покаялся, который пришел к Богу, который начал ходить в храм, который не просто ходит в храм, но изменил свою жизнь. Мы очень радуемся. И мы всегда готовы принять в объятья этого человека. Мы всегда радуемся каждому человеку, приходящему в храм Божий.
Поэтому, дорогие братья и сестры, если мы будем искренни в своей вере, вера будет торжествовать!
Всех вас поздравляю с этим великим, прекрасным праздником Торжества Православия и хочу всем вам пожелать, чтобы Православие торжествовало благодаря и нашему маленькому-маленькому вкладу, чтобы мы вносили посильный вклад в Торжество Православия: своими добрыми делами, своими добрыми словами, своей любовью к Богу. Аминь.

Количество просмотров: 697.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий