Проповедь о покаявшемся Закхее 25.01.2015 года.

Видео проповеди.

Если мы с вами вдумаемся в смысл сегодняшнего Евангелия, мы поймём, почему с этого Евангельского чтения Церковь начинает готовиться к Посту. Потому что, дорогие братья и сестры, он, Закхей, явил образ настоящего покаяния. Покаяния не на словах, а покаяние на деле.

Евангелие нам повествует, что Закхей был мытарем. Мы уже с вами неоднократно говорили о том, как сильно не любили мытаря. Мытарь – это человек, который собирал налоги на Римскую Империю. Римская Империя захватывала многие государства . И вот Иудейское Царство также стало частью Римской Империи.

Иудеи презирали мытарей, презирали их не столько за то, что они являются налогосборщиками, а за то, что они, будучи иудеями, начали работать на Римскую Империю.

И вот Закхей был одним из тех людей, который служил Римской Империи, который, будучи иудеем, собирал налоги для Римского Императора.

Конечно, такого человека, с одной стороны, не любят, но, с другой стороны, боятся.

У Закхея также был один телесный недостаток. Как мы с вами знаем из Евангелия – он был мал ростом. Конечно, многие с ненавистью смотрели на него, на человека маленького роста, когда он врывался в дома и требовал заплатить дань Кесарю.

Мы также знаем с вами о том, что Закхей стал старший над мытарями. Для того, чтобы добиться успеха, для того, чтобы стать начальником, нужно проявить себя, показать своё старание и умение. И Закхей так и делал.

Люди его не любили, но он умел «выбивать» из людей налоги для Римской Империи. Он умел найти скрытые доходы человека, и, естественно, что начальство видело его рвение и теперь Закхей стал не просто мытарь, а старший над мытарями. Это уже определенный пост, это чиновник, который также обладает огромным состоянием. Евангелие нам говорит, что он был богат. Все мытари жили богато, а тот, кто был старший над мытарями, жил еще богаче.

Мы с вами недавно вспоминали об Иоанне Крестителе и вспоминали о том, что к нему приходил народ и даже приходили мытари для того, чтобы креститься от Иоанна на реке Иордан. И вот Иоанн Предтеча не говорил мытарям бросить свое ремесло. Нет. Он им говорил только одно: «Не берите больше, чем вам положено». Вот что говорил Иоанн Креститель мытарям. Почему он это говорил? Потому что очень часто мытари брали не только то, что положено взять с человека, а брали гораздо больше для того, чтобы утаить это именно для себя. Естественно, народ об этом знал и видел, как богатеют мытари.

Закхея боялись, но в то же время самые видные люди в народе иудейском с почтением относились к нему, потому что никто не хотел с ним ссориться, потому что знали, что это чревато, и кланялись ему, снимая головные уборы.

Закхей насыщался этой славой. Но в то же самое время Закхей понимал, что живет он нечестно. Закхей прекрасно понимал, что он заслуживает того, что его не любят, заслуживает того, что его ненавидят. Закхей всё это прекрасно понимал.

Но с другой стороны, он видел жизнь фарисеев, видел жизнь иудейского народа и знал, что проповедуют они одно, а живут совершенно по-другому. И поэтому у Закхея было определенное оправдание, потому что он не видел Идеал, не видел, за кем последовать, и он считал, что лучше жить так, а не по-другому.

Но вот, Закхей услышал об Иисусе Христе. Чем заинтересовала его личность Иисуса Христа? Потому что он видел, что учителя еврейского народа Его не любят, а простой народ очень любит. И вот Закхея это поразило! Он хотел увидеть Иисуса Христа и искал удобного случая, чтобы встретиться со Христом.

Однажды Закхей слышит о том, что в его родной город идёт Иисус Христос. И вот Закхей со всех ног побежал, чтобы увидеть Иисуса Христа. И когда Иисус Христос входил в ворота Иерихона, Его встречала огромная толпа людей. Но как мы с вами уже говорили, Закхей был малого роста. И люди окружали Спасителя. Закхей как не пытался увидеть Иисуса Христа, у него не получилось. Что он только не делал, чтобы увидеть Спасителя, он Его увидеть не мог. Толпа как будто специально преграждала ему путь, чтобы он не мог увидеть Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, Закхей уже практически отчаялся, он уже думал, что так и не увидит Иисуса Христа. И вот он уже повернулся и подумал, что уйдет огорченным и расстроенным. И вдруг, увидел смоковницу и решил забраться на дерево, чтобы с дерева увидеть Иисуса Христа. Когда он стал забираться на дерево, многие стали над ним смеяться, потому что он занимал определенное положение в обществе, он был начальником, он был чиновником. И вдруг он как мальчишка карабкается на дерево. Зачем? Для того, чтобы увидеть Странствующего Учителя. Для того, чтобы увидеть идущего Человека. Сам Христос говорил, что Я не имею, где главу преклонить.

И вот Закхей вскарабкивается на дерево, а вокруг люди смеются. Но Закхей не обращает совершенно никакого внимания, он хочет увидеть Спасителя.

И вот, дорогие братья и сестры, забравшись на дерево, он видит Христа и Христос смотрит на него. Закхей готов был увидеть во взгляде Иисуса Христа осуждение. Он готов был увидеть во взгляде Иисуса Христа презрение, может даже ненависть к нему. Но нет, Христос взглянул на него с любовью. Он увидел в глазах Иисуса Христа бесконечную любовь, любовь к себе.

Закхея поразил этот взгляд. Мало того, что Христос смотрел на него с великой любовью, Христос подходит к нему и говорит: «Закхей, слезь скорей, Мне сегодня нужно быть у тебя дома».

Закхей даже не мечтал о таком, чтобы принять Иисуса Христа в своём доме, он считал себя недостойным, он хотел хотя бы взглянуть на Иисуса Христа, а здесь такая великая честь. Христос подходит к нему, к дереву, на котором он сидит, и говорит ему: «Закхей, слезь с дерева, Мне сегодня нужно быть у тебя». Закхей с великой радостью слазит с дерева. Он со всех ног бежит в дом для того, чтобы приготовить угощение для Спасителя.

Но вот, когда он идет к себе в дом, он слышит, как вокруг люди начинают осуждать Иисуса Христа. И начинают говорить: «Неужели Он не знает, что этот человек грешный. Как Он к грешному человеку идёт домой?». Толпа начинает роптать. Потому что Иисус Христос не идёт к учителям иудейского народа, Он не идёт к священникам, он не идёт тем людям, которые пытались жить благочестиво. А идёт к грешному человеку. К тому, которого презирали.

И Закхей прекрасно понимает, осуждают Иисуса Христа именно из-за него. Он виновник того, что народ ропщет на Иисуса Христа.

Мытарь Закхей встречает Иисуса Христа в своём доме. И вот Закхей, видя, какую великую честь оказал Господь для него, говорит: «Я пол имения своего раздам нищим, а кого я обидел, тому воздам вчетверо».

Закхей говорил такие слова. Что означают для Закхея такие слова? Отдать пол имения, воздать всем тем, кого он обидел, вчетверо. А обидел-то он многих и многих. И мы с вами знаем из Священного Предания, что Закхей не просто сказал эти слова, нет. Он их исполнил. Он раздал всё своё имение, всё, что было у него. Мы с вами знаем из Священного Предания, что он стал соподвижником апостола Петра, и потом апостолом Петром он был рукоположен в епископа Кесарии Палестинской.

Закхей не просто сказал эти слова. Закхей изменил всю свою жизнь.

Вот оно, братья и сестры, истинное покаяние. Когда человек не только кается, не только говорит, что он покаялся. Он действительно меняется. Он кардинальным образом меняет всю свою жизнь.

Закхей действительно совершил огромный подвиг, когда взобрался на дерево. Ему было это сделать не просто. Ему нужно было отказаться от своего тщеславия, ему нужно было растоптать свою гордыню, и только после этого сделать этот прорыв. И он это сделал. И хотя Закхей жил грешно, жил неправедно, но вот когда он увидел Христа, увидел бесконечную и искреннюю любовь, он готов был бросить всё. И он это сделал.

И вот, дорогие братья и сестры, из Евангельского чтения мы видим, как часто бывает так, что мы осуждаем человека за его грехи. Как часто бывает так, что мы презираем человека, и нам кажется, что этот человек недостоин, он грешник.

Но мы не знаем, дорогие братья и сестры, а с чем он предстанет перед Богом. А может этот человек покается, а может этот человек настолько изменит свою жизнь, что он будет стоять возле Христа по правую сторону. Может быть именно ему Христос скажет: «Придите, наследуйте Царство Небесное». А нам скажет: «Идите, потому что Я не знаю вас».

Мы, дорогие братья и сестры, очень часто спешим обвинять другого человека, не изменив самого себя, осуждаем другого человека, и не видим своих грехов. Поэтому и Церковь считает одним из страшных грехов грех осуждения. Потому что этот грех страшный. Этим грехом мы ограничиваем милость Божию. Когда мы осуждаем человека, а Господь его еще не осудил. Для нас этот человек изгой, этого человека мы презираем, а для Бога он сын. И мы об этом очень часто не думаем. Мы спешим совершать суд над этим человеком, забывая о том, что может быть пройдут годы, и этот человек покается. Покается так, как Закхей. Покается настолько искренне, что вся жизнь его перевернётся. Он станет совершенно другим человеком, он станет праведником.

Ведь мы забываем о том, что в храмах с икон на нас смотрят тоже многие святые, которые жили жизнью грешной. Но покаялись, изменились. Изменили свою жизнь через покаяние и стали святыми. Потому что Бог принимает кающегося грешника.

Мы с вами знаем из притчи о том, что Господь оставляет 99 овец и идёт искать одну заблудшую. Эта притча как раз о тех грешниках, которые заблудились в этой жизни. И Господь их ищет, и зовёт их. Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие в первую очередь нам показывает, каким должно быть истинное покаяние. Как должно изменить покаяние жизнь человека.

А вот Закхей, он стал не просто епископом Кесарии Палестинской, он стал наследником Царства Небесного. Вот это очень важно.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем спешить никого осуждать, а будем стараться каяться так, как Закхей, чтобы наша жизнь изменилась, чтобы мы действительно стали чистыми, чтобы мы, дорогие братья и сестры, изменив свою жизнь, последовали за Христом так, как это совершил Закхей.

И пусть в этом нам Господь поможет. Аминь.

25.01.2015 г.

Количество просмотров: 1,111.

Posted in Без рубрики.

Добавить комментарий